На стыке традиций и экспериментов: «другой» текстиль в работах современных авторов
Единственный путь сохранения культурных традиций — сделать их близкими для сегодняшнего зрителя. В этом уверена Вера Занегина, куратор и автор выставочного проекта «Другой текстиль: другой текст, другой стиль», который до 18 июня можно увидеть в Галерее «Беляево» Объединения «Выставочные залы Москвы». Вторая экспозиция объединила проекты художников, экспериментирующих с керамикой и стеклом, вышивкой по строительным сеткам, лыком, луговыми травами и ветками. Смотрим на яркие работы участников, которые воплощают в себе свежее прочтение «текстильного» творчества.
«Черный и Белый» и «Всегда может быть лучше»Ксения Ладатко
Диптих «Черный и Белый»
Ксения Ладатко — дизайнер и декоратор. Увлекается каллиграфией: любит не только ее привлекательное содержание, передаваемое посредством изображения букв, но и визуальную эстетику самих знаков. В работе «Черный и Белый» Ксения осмысляет время, когда понятия и ценности стремительно меняются. Дизайнер использует экологичные материалы, а именно хлопчатобумажные киперные и миткалевые ленты, сделанные из отходов хлопкоперерабатывающей промышленности и создающие необычную текстильно-рельефную фактуру.
Панно «Всегда может быть лучше»
Идея панно «Всегда может быть лучше» отсылает к ожиданиям человека и постоянному стремлению изменить что-то к лучшему. В обеих работах Ксения Ладатко стилизует древнерусское письмо — вязь.
«Пангея»Юлия Бариева
У Юлии Бариевой — бэкграунд стилиста и художника по костюмам. Несколько лет назад ее привлекла керамика, и сегодня в произведениях автора это направление органично сочетается с модой. Ее работа «Пангея», названная в честь легендарного материка, похожа на разорванные лоскуты ткани и становится призывом к преодолению людьми разногласий и нахождению способов взаимодействия. Как и большинство проектов художницы, арт-объект отличается сложными асимметричными формами, окрашенными поверхностями и соединением фрагментов в единую скульптуру.
«Взлет»Валерия Исяк
Работы художника-монументалиста Валерии Исяк характеризуются большим количеством фарфоровых элементов, имитирующих мазок, нанесенный краской. Она не только склеивает мозаичные кусочки, но и «пишет» картины фарфором. Работа «Взлет» стала результатом спонтанного живописного письма посредством набора мазков-чешуек в рельефную, вихреобразную поверхность панно. Струящиеся переходы цвета еще больше подталкивают на первое впечатление о текстильном происхождении материала, и лишь при ближайшем рассмотрении зритель понимает, что перед ним находится не ткань.
Mare Андрей Измайлов
Художник Андрей Измайлов представляет на выставке настенное панно Mare. Работа выполнена из деревянной «гальки», которая изготовлена из остатков при производстве мебели. Выпуклый объем панно практически невидим при ярком освещении и обретает формы только под деликатным четко направленным светом. Название изделия отсылает к морским волнам и шепоту прибоя, а в его изгибах и линиях можно увидеть развевающуюся на ветру ткань, холмистые дали и песчаные дюны. Кроме того, панно напоминает стежки вышивки или узлы переплетений ручного ткачества.
«Зимний лес» Наталия Цветкова
Текстильная инсталляция «Зимний лес» — одна из центральных работ экспозиции. Она состоит из трехмерных объектов, выполненных с использованием вторично переработанных нитей, проволоки и металла. Концепция работы состоит в попытке преодоления конфликта между природой и искусственной средой, созданной человеком. В проекте автора нашли отражения идеи, распространенные среди художников второй половины ХХ века, — применение нетекстильных материалов, выход плоской ткани в пространство и восприятие тканых объектов не как «тканой живописи», а как «тканой скульптуры» или «тканой среды».
«Берегини»Вероника Жабко
Художник-керамист Вероника Жабко создала серию ваз «Берегини» с помощью технологии, выработанной в процессе «диалога» автора с самим материалом и его свойствами. Название изделий отсылает к древней славянской богине, защитнице и покровительнице достойных. Вазы отличаются богатой палитрой оттенков, а также натуральным декором, созданным пламенем и зольным эффектом — он образуется на поверхности работ в ходе длительного высокотемпературного дровяного обжига.
Вера Занегина куратор и автор проектаУ нас в стране много смелых художников-экспериментаторов. Важно создать площадку, где они могли бы показывать свои новые направления, найденные на стыке нескольких художественных дисциплин, обмениваться опытом, удивлять зрителя разнообразием порой неожиданных текстильных приемов, переосмыслением традиций ткачества, вышивки, плетения и войлоковаляния, использованием природных материалов и вторичной переработки.
Выставка «Другой текстиль: другой текст, другой стиль» проходит во второй раз, и если дебютная экспозиция была больше выстроена на стыке декоративно-прикладного искусства и дизайна, то в этом году она представляет собой синтез ремесленных арт-практик и оформительской истории. Хотя участники обращаются к совершенно разным техникам и материалам, все работы объединяет их принадлежность к концепции «другого» текстиля. Авторы показывают, что текстиль — это синтез природы, науки, искусства, экологии и промышленности.
Вера Занегина, серия «Привязанные к земле». материал: эмаль, медь, базальт
Все фотографии: Андрей Сорокин.