Рынок дизайн-образования после пандемии: каким его видят директора школ
Во время вынужденной самоизоляции курсов, тренингов и других возможностей обучения в онлайне стало так много, что, кажется, к оффлайн образованию возвращаться будет очень сложно. Учебные заведения по дизайну и архитектуре тоже приспособились к существованию сети провели свои первые онлайн защиты, а МАРХИ даже сделал защиту открытой для всех желающих. Мы решили узнать мнение директоров ведущих школ дизайна о том, как будет выглядеть индустрия образования в этой сфере после окончания пандемии.
Надежда Лазарева президент и основатель Международной Школы Дизайна (IDS)
Мир меняется прямо на наших глазах. И уже есть результаты этих изменений.
Первый вывод: деньги будут считать абсолютно все — клиент стал более избирательным и требовательным, а бизнес и поставщики услуг — более экономными и бережливыми. Это значит, что мы будем выбирать оптимальные варианты. Например, оценка труда дизайнера прогнозируется как более прозрачная и оправданная. Серьезное, актуальное и системное образование в креативной сфере будет востребовано прежде всего.
Пандемия «перевела» образование в онлайн. Но вскоре стало ясно, что это все-таки вынужденная мера. «Мы тоскуем по школе, по нашей группе, по атмосфере и общению», — слышим мы от наших студентов IDS и в Москве, и в Петербурге. Так что к оффлайну мы ещё вернёмся! Те, кто живут в регионах или даже за пределами России, чаще выбирают дистанционное обучение у нас с хорошим контентом, предпочитая его образованию в местной школе дизайна или вузе в очном режиме.
Самоизоляция, карантин заставили многих задуматься о смене профессии. В том числе, (и особенно) это касается творческих профессий. Мы надеемся на новый виток интереса к дизайну в ближайшее время. И хочется добавить, пожалуй, главное наблюдение, которое мы все вынесли из карантина — это более пристальное отношение к тому, как мы живем, каков наш дом. Сейчас дизайн интерьера пока на паузе, но потом все возобновится с новой силой! Люди захотят инвестировать в свои дома, как никогда раньше.
Екатерина Черкес‑заде директор Британской высшей школы дизайна и университета креативных индустрий Universal University
Мы все будем жить в новых условиях, но не думаю, что пандемия кардинально изменит дизайн-образование или креативное образование в целом. Она лишь ускорит те перемены, которые и так должны были произойти.
Спрос на дизайнеров будет расти, потому как обнаруживается все больше проблем, которые мир долго пытался игнорировать: экологичность, устойчивость, инклюзивность. У людей происходит переоценка ценностей. Британская высшая школа дизайна с момента основания придерживалась проектно-проблемного подхода к обучению. Наши студенты работают над «живыми» проектами по брифам, которые формулирует сама индустрия. Для нас важно находиться не только в настоящем, но и всегда в будущем, потому что выпускники школы — это будущее индустрии. Нам важно реагировать на внешние изменения по двум фронтам — не только чему их учить, но и как, а еще как дизайнеры могут учить друг друга.
Если говорить о том, чему продолжать учить будущих дизайнеров, то это критическое мышление, готовность к изменениям, профессиональный перфекционизм в переосмыслении окружающего мира, скорость. А если смотреть шире, то запрос на взаимодействие в сообществе, солидарность в решении проблем, быстрая совместная реакция людей на внешние изменения, повышение осознанности, сотворчество и человекоцентричность — все это ставит новые задачи перед дизайном (как этические, так и технологические) и, конечно, отразится на продуктах и сервисах будущего.
В ближайшем будущем вызовы будут привязаны к новому лайфстайлу после пандемии и, как следствие, потребуют новых решений, направленных на сохранение здоровья. В дизайне одежды это может быть дизайн масок, встроенных в воротник свитера, в сервисном дизайне и дизайне цифровых продуктов — интеграция бесконтактных способов оплаты в мобильные приложения, что опять же ставит под вопрос инклюзивность digital-сервисов (например, как гарантировать пожилым людям доступ к нужным услугам только через цифровые инструменты, если они с ними на «вы»). Перед дизайнерами интерьера и архитектурной среды встанет вопрос проектирования пространств, соответствующих новым требованиям соблюдения социальной дистанции и регулярной дезинфекции. Но в целом продолжают оставаться актуальными вопросы устойчивого дизайна, ресайклинга, дигитализации нашей жизни.
Что касается образовательного процесса, то с наступлением пандемии мы ускорили свой давно запланированный переход в blended-формат. Сейчас, в период карантина, занятия в Британской высшей школе дизайна, как и в остальных школах Universal University, проходят в режиме онлайн. После карантина все, что хорошо работает в онлайне, то есть лекции, семинары и так далее, там и останется. А в офлайне студентам будет доступна наша лучшая в России ресурсная база, которая позволит им выполнять те проекты, которые невозможно реализовать в онлайн-формате: фото- и видеосъемки, работа в мастерских, командная работа, проектное обучение, открытые защиты и многое другое. Ну и конечно, студентам остается доступной среда и возможности всего университета, где дизайнеры могут взаимодействовать с разными специалистами креативных индустрий.
Режим дистанционного обучения, в котором все мы оказались в период карантина, показал, что, во-первых, онлайн-формат — это не панацея: он не способен закрыть все потребности студентов, а нынешняя ситуация, где все онлайн и зачастую бесплатно — это временно. Во-вторых, онлайн-образование — это не просто оцифровка офлайна с «говорящими головами». Это сложный, затратный по ресурсам формат, поэтому и к разработке онлайн- или blended-курсов стоит подходить осмысленно. В конечном итоге, на выходе значение будет иметь только портфолио и опыт погружения в индустрию. Наша задача как школы — дать студентам лучшие возможности для этого.
Татьяна Рогова директор Школы Дизайна «ДЕТАЛИ»
Прогнозировать — дело неблагодарное: особенно, в ситуации, в которой мы оказались всем миром! Даже моя хорошая знакомая, астролог Тамара Глоба вряд ли могла бы сейчас дать обстоятельный прогноз.
Однако везде надо искать положительные стороны. У нас есть время остановиться, оглядеться и определить — что главное в жизни, а что вторично. С другой стороны, мы все почувствовали, что жизнь — только в движении, в постоянном развитии и поиске нового. Интерьер, как и многие креативные области, весьма подвержен смене тенденций и предпочтений. Не случайно, ведущие трендсеттеры уделяют интерьеру не меньше внимания, чем следованию моде. Помните, как говорил Пушкин: «К чему бесплодно спорить с веком? Обычай деспот меж людей»?
На днях мы провели опрос среди ведущих преподавателей школы «Детали» на тему пользы online-образования в области дизайна интерьера и предметной среды. Подавляющее большинство из них согласилось с тем, что новые технологии необходимо использовать, но отнюдь не для того, чтобы перевести все и вся на удаленное ведение программ. Ведь фактор, как я его называю, «материализованной эмоции», (т.е. возможности живого обмена мнениями, впечатлениями, опытом, который происходит на аудиторных занятиях) остается одной из важнейших составляющих креативного образования. А дизайн интерьера — именно такая сфера. Развитие авторского почерка, способность находить неожиданные решения и, в результате, создавать свою, ни на кого не похожую стилистику, рождается именно в живом общении! Зато благодаря современным технологиям, вы можете надеть очки и в пустом пространстве увидеть нечто подобное дому архитектора Мельникова или дворцу Мальмезон. Видимо, как и во всем, истина здесь посередине: в соединении проверенных временем принципов создания «гения места», где человеку хорошо дышится, чувствуется, думается и даже спится. Современный инструментарий (в том числе, и online-обучение) нужно использовать для движения вперед. Сочетая оба подхода, можно воспитать подлинных мастеров дизайна.