«Современной архитектуры не существует»: основатели бюро Osetskaya.Salov о взаимодействии построек и исторического контекста
Osetskaya.Salov (ранее ARCHSLON) — российское архитектурное бюро, созданное в 2013 году. Мастерскую основали Татьяна Осецкая и Александр Салов, которые работают в творческом тандеме на протяжении более 15 лет. Вместе они проектируют совершенно разные по масштабу и назначению объекты, от жилых интерьеров до станций московского метро и промышленных предприятий. Мы поговорили с Татьяной и Александром о том, как современные архитекторы обращаются к историческому контексту: дуэт поделился своими размышлениями в том числе на примерах из собственной практики.
Архитектура времени
За 10 лет существования бюро мы вывели для себя ряд ключевых постулатов работы, один из которых — взаимодействие архитектуры и контекста. Анализ контекста ложится в основу каждого проекта, но важно отметить, что у нас сложился свой взгляд на этот процесс.
В институте от опытных профессоров мы нередко слышали, что современной архитектуры не существует. В этом мы сходимся с философами и теоретиками, которые утверждают, что нет никакого «сейчас», а есть только «до» и «после». То же и с современной архитектурой: то, что проектируется сегодня и еще не построено, — это архитектура в будущем, а что уже построено — это архитектура из прошлого. Так где же тот самый миг, когда она становится настоящей?
Если же говорить о современной архитектуре с точки зрения ее актуальности, напрашивается вывод, что все хорошие объекты — вневременные. Дом Наркомфина построен почти 100 лет: морально и идеологически он проживет еще столетия. Римский Пантеон, греческий Парфенон или Египетские пирамиды, возведенные 5000 лет назад, — все они были ультрасовременными для своей эпохи.
Главной целью этих культовых построек было поражать умы современников, вызывать яркие эмоции и переживания.
Пустота — это тоже контекст
Часто в архитектурной среде о контексте принято говорить в сочетании со словом «исторический». Под этим понятием имеется в виду связь места с его историей и наследием: будто в новом районе нет контекста, потому что нет никаких ценных признаков прошлого. Еще большее заблуждение, что отсутствие объектов — это не контекст. На самом деле как наличие, так и отсутствие чего-либо является неотъемлемой частью окружения нового архитектурного произведения.
Контекст — это все, что нас окружает: архитектура, природа, истории, люди и даже пустота.
Подобно человеку и обществу, контекст подвижен. Архитектура отражает устройство общества той эпохи, в которую она создавалась, и со временем ее восприятие меняется, потому что меняемся и мы сами. Например, в архитектуре стиля Ампир мы часто видим высокие колонны и восхищаемся изящностью решения. Но высокая база колонн родилась из практического соображения: Ампир (имперский стиль) зародился в эпоху, когда благородные сословия – в том числе дворяне, служившие в кавалерии, – перемещались в основном верхом или в экипажах. Голова всадника на лошади значительно выше головы пешехода, поэтому уровень восприятия архитектуры поднялся.
Павильон станции «Кленовый бульвар», расположенный рядом с музеем-заповедником «Коломенское»
Вопрос времени
Любой новый объект меняет свое окружение, и задача архитектора — управлять этими изменениями. Нередко можно встретить объекты, дословно цитирующие другую эпоху. Это, например, частные особняки в классическом стиле или современные бизнес-центры, которые полностью повторяют облик окружающей исторической застройки. Казалось бы, это просто: применить те решения и образы, которые уже понятны и сформулированы. Но если мы говорим о новом строительстве, а не о воссоздании исторической среды, нельзя просто взять и полностью скопировать то, что уже было изобретено, — так не работает.
В этом смысле можно провести аналогию между архитектурой и языком. Если мы вдруг на середине диалога начнем говорить, как в XVII веке, то нас либо не поймут, либо сочтут фриками. Но почему-то на практике с архитектурой это не работает. Мы можем владеть языком архитектуры XVII века, понимать и читать его, но погрузиться в тот мир полноценно мы не сможем. Ведь мы не надеваем накрахмаленный парик к обеду, наши лакеи не выносят нам чай, так почему же мы используем тот язык, не используя уклад жизни того времени? Получается подделка, не совсем полноценная мимикрия. А если воспроизводить архитектуру честно, нужно учитывать все аспекты жизни этого периода в том формате, в котором это было задумано и использовалось.
Мы за честный подход: если мы не носим парик к обеду, не стоит пытаться строить точную копию дворца.
Интерьер офиса современной IT-компании в историческом Доме на Большой Садовой
Взаимодействие контекста, среды и человека
Когда мы погружаемся в среду, отличную от нашего привычного понимания, мы всегда на нее реагируем, пытаемся маневрировать в этом пространстве. То же самое с архитектурой: ее вообще не существует вне контекста, она всегда на что-то реагирует. Понимание и анализ контекста — обязательная часть работы архитектора и в центре города, и в спальных районах, и на промышленных территориях, и в загородных поселках, и даже на краю земли.
Методы работы с контекстом бывают разные: можно идти на контрасте со средой, а можно идти в синтезе с ней — универсальных рецептов нет. Все зависит от авторского подхода: профессиональных ощущений автора, его архитектурной эмпатии, готовности к взаимодействию. Как и в обществе, мы можем быть душой компании, а можем избегать коммуникации с другими — каждый находит свой язык общения.
Станция метро «Кленовый бульвар»
Например, станция метро «Кленовый бульвар», над созданием которой мы работали, могла быть какой угодно. Но мы для себя определили, что на этот объект больше всего влияет архитектурный музей-заповедник «Коломенское» — уникальный исторический, природный, культурный объект национального масштаба. Наравне с этим, мы исходили из того, что Московский метрополитен — это культовая архитектура, которая не может не иметь под собой дополнительных смысловых функций.
Интерьер станции метро «Кленовый бульвар»
Через архитектуру станции «Кленовый бульвар» нам важно было донести пассажирам ключевую характеристику той территории, через которую они проезжают. Но не в прямом цитировании, а именно в качестве рефлексии — в узнаваемых образах, аллюзиях, пространственных приемах.
Любой объект имеет свою ценность
Создание нового объекта в любом его проявлении накладывает на архитектора обязательства. Архитектура здания, интерьерное решение и антураж объекта — неразрывное целое. Это важно учитывать и в работе с интерьерами. Например, при проектировании пространства офиса для IT-компании в Доме на Большой Садовой, где раньше жил Булгаков, мы выстраивали взаимодействие с контекстом иначе, чем в проекте станции «Кленовый бульвар».
Проект офиса IT-компании
Здесь интересно, что современная и технологичная IT-компания выбрала для офиса классическое знаковое место. Идею архитектуры интерьера мы решили построить на контрастах, чтобы избежать неуместных решений и пародии на историю места. Оригинальные детали отделки доходной квартиры были со временем утеряны, тем не менее мы стремились создать ощущение наложения современных методов работы с пространством на сохранившуюся историческую основу.
Синтез этих двух материй создал нужное ощущение исторического, но при этом современного общественного пространства.
Исторический объект или здание, несущее определенные смысловые характеристики, исходно уже богато на смыслы и философию пространства — для архитектора это большой плюс. Любой объект имеет свою ценность, даже если на первый взгляд она не очевидна. Еще один из свежих примеров бюро — интерьер апартаментов в новом здании, расположенном в окрестностях Кремля. Пространство ориентировано на иностранных туристов, поэтому в эстетике интерьера нам было важно выразить ощущение чего-то русского, духовного, московского — показать человеку, который впервые приезжает в Россию, состояние «русской души», избегая дословного цитирования.
Апартаменты по проекту бюро Osetskaya.Salov
Инструментами такого рассказа стали пластика, цвет и фактура. Например, мы использовали припыленный лазоревый, малахитовый зеленый и червленый красный оттенки. Такие можно встретить на русских фресках — столетия назад их получали, используя природные ингредиенты: растения, почвы и минералы. А об историческом контексте окружения старой Москвы напоминают пластичные арочные своды.
Апартаменты по проекту бюро Osetskaya.Salov
Из всех видов искусства архитектура сильнее всего воздействует на человека, потому что она затрагивает абсолютно все органы чувств. Можно не смотреть фильмы, не посещать галереи, не читать книги, игнорировать изменения в обществе и политике. А от архитектурной среды не получится скрыться, она окружает нас повсюду. Она не может меняться быстро — в ней воплощены идеи и смыслы своего времени, и от момента строительства и до полного разрушения она будет влиять на своих зрителей. Именно поэтому архитектору важно подходить к проектным решениям максимально ответственно, учитывая контекст во всех его многочисленных проявлениях.
Фото: Даниил Анненков.