Сантехника как современное искусство и провинциальная фабрика как мировой трендсеттер
Дизайн, как фактор экономического успеха, как один из способов увеличения прибавочной стоимости на предприятии, производящем товары массового потребления, как возможность отрыва от большинства, распознали уже давно, как минимум, лет 50 назад. Первенство в этом вопросе оспаривают разные страны. Конечно, один из главных претендентов – Италия. Но не о ней сейчас речь, не об итальянцах, несколько зацикленных на внешнем, формальном, презентабельном, статусном. А о немцах, для которых функция — все, а форма и престиж вторичны.
Мало того, предмет данного «журналистского расследования», сантехника для ванной и туалета, только переживала период своего младенчества. 50 лет назад, можно сказать, лишь стартовала «ванно-фикация» всех континентов и стран. До этого момента санузел был роскошью. Поэтому удивительно, что спустя лишь несколько лет после начала тотального движения — каждой «ячейке общества» свой отдельный туалет (несколько утрируя) — производители оборудования для ванн и туалетов открыли для себя дизайн, как движущую силу успеха. И не сказать, что дизайнеры все поголовно были готовы к этому моменту — желающих превратить голую функцию в эстетически прекрасную вещь нужно было искать.
На юге Германии, в крошечном городке Хорнберг, зажатом между поросших лесом склонов, дизайнеров начала искать компания Duravit — предприятие, производящее керамику для ванн и туалетов. Повод был серьезный: нельзя было закрыть старый, существующий более столетия завод, лишить людей рабочих мест, отобрать у города, возможно, единственную индустрию. Нужно было сделать рентабельным производство тяжелых керамических вещей в старом многоэтажном здании, которое невозможно было модернизировать и устроить там непрерывный конвейер, способный конкурировать с современными предприятиями. Никто из дизайнеров — студентов, выпускников дизайнерских вузов, действующих специалистов, – не рассматривал перспективу создавать уникальную форму для унитаза всерьез. И только Sieger Design в лице отца-основателя лэйбла Дитера Зигера увидел в этом перспективу.
Duravit, фото: Елена Невердовская
Тогда же, в 1980-х, Dieter Sieger начал работать для предприятия Dornbracht, производящего арматуру для ванн и кухонь. Кампус компании расположен в северо-западной части Германии, в небольшом вестфальском городке Изерлон, в провинции, можно сказать, как и Duravit. Среди консервативных жителей / работников и предубеждение против новшеств было аналогичным. Не только снаружи в бюргерском мире, но и внутри, в недрах фирмы царило полное непонимание: как так, почему нужно думать не о функции, не о технических данных, но и о — избыточном, ненужном, бессмысленном — внешности продукта. А что в результате? В результате в 1992 году появилась Tara, ставшая классикой дизайна, сама компания Dornbracht считает это событие моментом рождения лейбла.
Вернемся к Duravit. Многолетняя история сотрудничества дизайнеров и предприятия зафиксирована в современном центре, шоуруме, построенном в Хорнберге по проекту Филиппа Старка в 2004 году. Ряд ячеек на стене представляет собой «ось славы» компании, внутри за дверцами скрываются предметы / макеты, прочно ассоциирующиеся со своими создателями. Филипп Старк один из них, а манифестирует дизайнера, конечно же, его знаменитая соковыжималка. Другие протагонисты: Норман Фостер (1999), Phoenix Design (1994), Сергей Чобан (2011, 2012) и Маттео Тун (совместно с Антонио Родригес, 1999). На других этажах представлены отдельные объекты, как пазлы, необходимые для сборки ванных и санузлов. Но главный аттракцион Дизайн-центра – это не выставленные продукты, а комплексные интерьерные решения для ванн и туалетов, вплоть до декора стен, качества пола, использования новых материалов. Все можно не только увидеть, пощупать, но и испробовать. По предварительной заявке посетителю предоставляется возможность оценить в действии душ, ванную или сауну. Вершина всего, хотя, может, и наоборот (феномен-то несколько китчевый) – самый большой унитаз мира. Автор – знаменитый enfant terrible Филипп Старк. Белый гигант является по сути ни чем иным, как балконом, обозревательной площадкой, курилкой.
Dornbracht, фото – Dornbracht
Достопримечательностью в виде гигантского крана похвастаться Dornbracht не может, да это и не в его стиле. Ставку в продвижении компания делает, скорее, на современное искусство, что отражается и на формальном языке, минималистском, скульптурном. В остальном больше аналогий, чем расхождений. Основную роль здесь играет бюро Sieger Design, шоурум и технологический центр по обучению, где, наряду с продукцией Dornbracht также представлены разработки партнеров компании Alape и Villeroy & Boch, что дает возможность полностью оценить новейшие технологии современной приватной СПА.
Без цифр, понятно, утверждение о дизайне как залоге успеха голословно. Поэтому стоит обратиться к открытой статистике. Компания Dornbracht, этот, фигурально выражаясь, «Porsche» в мире арматур для ванной и кухни, в год производит товаров более, чем на 140 миллионов евро (2010), причем больше половины экспортируются. Количество занятых в компании, разделенном на несколько модулей (фрактальная фабрика) – разработка, новые технологии, производство, маркетинг и др., – около 800 человек (по всему миру).
Duravit в отличие от Dornbracht имеет производства не только на территории Германии (в ущелье Шварцвальда, крошечном Хорнберге расположено одно лишь предприятие по созданию high-end продуктов), но и в других странах. Количество занятых во всем мире – 5804 человека, годовой товарооборот более 400 миллионов евро (статистика за 2015 год).
На этом можно было бы поставить точку, но не сегодня, а, скажем, 20 лет назад. Тогда дизайн мог стать решающим фактором в борьбе за экономический успех. На настоящий момент работа дизайнера, актуальность его разработок представляют собой необходимое, но недостаточное условие. Следующее «оружие» – это новые технологии, это проникновение электроники и современных коммуникаций в кухню, ванную комнату и туалет. Dornbracht «мечтает» о мобильном приложении для приватных СПА-хореографий (поймет тот, кто посетит технологический центр и на себе опробует возможности современного душа), Duravit предлагает управляемый пультом унитаз (дизайн Филиппа Старка). Звучит абсурдно, но, возможно, не пройдет и пяти лет, как все эти технологические выверты станут обыденными и даже незаменимыми.
Фото на обложке – Dornbracht.