Вопрос: почему «умный дом» не стал массовым и будет ли он таковым?
В рубрике «вопрос» мы ищем ответы на самые актуальные вопросы. В этот раз, в рамках темы месяца «Футуризм: будущее дизайна», вместе с Кириллом Игнатьевым разбираемся, почему технология «умный дом» не стала массовой и будет ли когда-нибудь таковой.
Кирилл Игнатьев футуролог, председатель Совета директоров группы компаний «Русские инвестиции», координатор исследовательского проекта «Технический прогресс и экономика будущего»#KirillIgnatyev
Автоматизация систем дома давно на рынке: освещение и климат, электроприводы и мультимедиа, безопасность и бытовая техника. Давайте разберемся, почему эти технологии быстро не стали общепринятыми.
1 «Умный дом» основан на технике – посредниках. Чтобы соединить в сеть камеры и передать их картинку на планшет, связать данные с видеонаблюдения с другими решениями, часто используется слаботочная проводка, роутеры и другая техника. То же касается специального оборудования, которое устанавливается, чтобы объединить весь свет в единую систему и передать управление им на гаджет хозяина. Так вот: проблема «умного дома» в том, что это – целый набор оборудования. Его надо закупить, что уже определенный барьер по цене. Установить. Связать в цепь технику разных брендов и вывести в сеть.
В чем же будущее? В том, что все это не будет нужно.
Сама конечная техника станет частью интернета вещей (IOT). Любые обычные электроприборы и бытовая техника будут иметь выход в интернет как стандарт. В обычное приложение на телефоне хозяину будет достаточно просто добавить одним кликом (!) купленную люстру или холодильник. Покупая новое оборудование, мы будем расширять возможности своего умного дома. Не станет проблемой дистанционно запустить или переключить стиральную машинку, изменить температуру отопления или посмотреть любую камеру в любое время без установки дополнительных программ или сетей. Техника и сети – посредники исчезнут. Затраты на «умность» дома окажутся в цене обычной техники. А она и так дешевеет с каждым поколением. Поэтому завтра умная люстра или холодильник будут стоить не дороже, чем сейчас обычные. Итого: минус посредники и ценовой барьер!
2 Интерфейс управления «умным домом» уже не сложен, но еще далек от идеала. Прорыв настанет, когда повсеместно будут использоваться голосовые команды.
Голосовые интерфейсы, уже знакомые нам по Алисе или Siri, будут принимать команды в отношении техники в наших квартирах и домах.
Итого: нет проблемы освоить управление «умным домом».
3 Растет рынок готовых решений для интерьера. И это не только ИКЕА или сайты пользовательского дизайна без декораторов. Это – и продажа жилья с отделкой. «Умный дом» в готовом жилье будет спускаться как стандарт от элиты к среднему классу. Сами застройщики станут распространять эти технологии быстрее, чем покупатели квартир. Они запишут интеллектуальное управление квартир в конкурентное преимущество. Итого: B2B покупатели станут драйвером роста числа «умных домов».
4 Аренда тоже будет расти по сравнению с продажей жилья. Для молодых профессионалов, а в этом сегменте аренда растет быстрее всего, «умный дом» станет нормальным запросом арендаторов к хозяевам. Итого: будут переоснащаться и старые интерьеры.
5 Не все функции «умного дома» доказали свою пользу. Как и в бизнесе: взлетает тот стартап, который экономит время или деньги, дает новое качество или помогает. И при этом цена должна быть резонной. Например, даже состоятельным клиентам массово не доказать резонность трат на электропривод штор… Итого: важный вектор новых решений в «умных домах» – экономия коммунальных и эксплуатационных расходов, а также – реальное удобство для клиента.
6 Пока «умный дом» не перешёл в онлайн, он часто соединяет трудно соединимое оборудование. «Посредническая» техника и каналы дают сбои. Поэтому сегодня «умный дом» – самое ненадежное оборудование в наших квартирах. Итого: репутация «умной» техники далека от идеала.
Мои выводы: «умный дом» не стал массовым из-за высокой стоимости оборудования и установки, необходимости его унификации, сложности управления, ненадежности, неочевидной эффективности для покупателей и узости рынка B2B. Но интеллектуальный дом станет стандартом с развитием техники «интернета вещей» и соответствующих приложений для пользователей.