Ro Plastic Prize: конкурс Россаны Орланди глазами его участника Даника Удербекова
Среди всего разнообразия событий в Милане выставку финалистов премии Ro Plastic Prize можно было узнать сразу: экспозиция в Palazzo Bandello объединила сотни вариаций предметов из переработанного пластика. В этом году свой проект на конкурс, организованный Россаной Орланди в рамках инициативы RoGUILTLESSPLASTIC®, отправил и дизайнер из Казахстана Даник Удербеков. Яркими впечатлениями от участия он поделился в дневниках для Design Mate.
Даник Удербековдизайнер
Для меня Миланская неделя дизайна — это очень важное событие в индустрии, возможность в одном месте увидеть концентрацию главных мировых трендов. В этом году я попал сюда впервые, как и впервые участвовал в европейском дизайн-конкурсе. Сам город прекрасный и очень уютный: не хватит слов, чтобы описать красоту архитектуры. Конечно, приезжая на Неделю дизайна, нужно иметь четкий план – куда идти, что смотреть и какие события выбрать, – а еще не забывать про кардиотренировки, потому что ходить приходится много.
Кстати, о премии Ro Plastic Prize я узнал как раз из подборок конкурсов от Design Mate. Основной упор проекта — повторное использование и переработка пластика. Команда во главе с миланской галеристкой Россаной Орланди и Николеттой Орланди Бругнони хочет привлечь внимание современных дизайнеров к практически бесконечным возможностям творческого применения отходов. В этот раз заявки принимались в трех номинациях — Art and Collectible Design, Emerging High Technology и Inspiring Learning Projects. Я выбрал первую категорию, ориентированную на коллекционный дизайн, и отправил на конкурс кресло и пуфик из войлока.
Куратор Ro Plastic Prize Николетта Орланди Бругнони с креслом Даника Удербекова
О попадании в шорт-лист премии я узнал в феврале, когда прилетел с женой в Москву. Сначала не поверил увиденному, поэтому перечитал письмо от организаторов несколько раз, пытаясь сохранить холодную голову. Когда наконец осознал все произошедшее, очень обрадовался, что мой дизайн нашел отклик. Об этой новости я рассказал только близким друзьям по Школе дизайна Детали — хотел сохранить инфоповод. И только за неделю до начала выставки сделал пост в соцсетях.
При создании предметов, которые оказались в числе проектов-финалистов, я использовал три материала: войлок, деревянные черенки от садовых инструментов и узлы из пластиковых бутылок, напечатанные на 3D-принтере. Хотелось вложить в изделия мои представления о том, чем будут пользоваться люди в будущем, какие объекты будут окружать человека через некоторое время.
Кресло и пуфик Даника Удербекова на выставке финалистов Ro Plastic Prize
Основной посыл предметов — конкретизировать будущее, убрать пелену неопределенности, которая возникает при мыслях о бытовых вещах через десятилетия.
Думаю, скоро никто не захочет везти мебель с другого конца планеты, тратить деньги и топливо для доставки. На смену придет запрос на дизайн «здесь и сейчас», в который как раз вписываются технологии 3D-печати и такие простые и легкодоступные элементы, как черенки из дерева.
Организация, информационная поддержка, общение с участниками, сопутствующие события премии Ro Plastic Prize — все было на очень высоком уровне. Из Казахстана в Милан предметы доставили примерно за 4 дня: 15 часов занял перелет, а остальное время ушло на таможню. Не обошлось без помощи специализированных компаний, ведь даже коробка, в которой перевозятся предметы, имеет большое значение.
Фото: Marco Menghi, RoPlastic Prize 2023
Немного разочаровало место проведения выставки. Локация представляет собой недостроенные апартаменты в здании по соседству с галереей Россаны Орланди. В небольшом помещении с необработанным бетонным полом, кирпичными стенами, забитыми фанерой проемами окон и самым обычным освещением разместили все экспонаты. В этом плане со мной согласна моя коллега, дизайнер Ярослава Галайко, проект которой тоже вошел в шорт-лист. Мне даже показалось, что у московских конкурсов, где я участвовал (например, «Придумано и сделано в России»), уровень итоговых выставок был в разы выше. Но важно понимать, что за организацию экспозиции Ro Plastic Prize отвечали молодые сотрудники галереи — они все равно молодцы.
Среди финалистов мне особенно понравились работы, хорошо исполненные с инженерной точки зрения, но не в плане дизайна. Уровень участников варьировался как от профессиональных проектов, так и до откровенно студенческих вещей первого курса. Больше всего запомнилась церемония награждения: все было как в кино. Событие проходило в Триеннале — легендарном музее дизайна и искусств.
Очень рад, что мои предметы вошли в шорт-лист. У меня даже появились фанаты — модная миланская молодежь, которая работает в галерее Россаны Орланди.
Фото: Marco Menghi, RoPlastic Prize 2023
В целом Неделя дизайна получилась насыщенной: с удовольствием вернусь в галереи коллекционного дизайна, где можно одновременно увидеть работы классиков и современных мейкеров. Еще раз осознал, что дизайн — это срез времени, который позволяет понять, что заботит человека в разные периоды. А участие в таких конкурсах, как Ro Plastic Prize, прежде всего помогает поверить в свои силы и стать смелее.
Фото на обложке: Barbara Gerosa, RoPlastic Prize 2023.