Роберто Занон: Занимательные «упражнения» для дизайнеров-ювелиров
Преподаватель Академии изящных искусств в Венеции Роберто Занон исследует переход от 2D к 3D форме ювелирных украшений с использованием нетрадиционных материалов. Результаты научных изысканий он опубликовал в книге «Ювелирное дело и концепт. Методологическое исследование значимой топологической формы». С разрешения автора публикуем конспект исследования.
Роберто Занон, кандидат наук, архитектор, обладатель премии Sciacca Award (2016), член жюри Jewelry Venice Design Week, преподает в Академии изящных искусств в Венеции. Он преподавал в университетах Флоренции, Падуи, был профессором в Академиях изящных искусств в Аквиле, Карраре и Турине. Читал лекции как приглашенный профессор в университетах Бангалора, Пуны, Гонконга, Бангкока, Дохи; Лиссабона, Порту, Мадрида, Афин, Лиона, Бухареста, Валенсии, Варшавы, Барселоны и др. Много лет работал с драгоценными камнями, углублял свои знания на курсах ювелиров в Государственном институте искусств Пьетро Сельватико в Падуе. Работы Занона выставлялись на Миланской Триеннале и в Ювелирном музее Виченцы, а одно из изделий – колье из каучука и стали – находится в постоянной коллекции Музея изящных искусств в Бостоне.
Серия Progresso, 2018
Из 2D в 3D
Роберто Занон на протяжении многих лет интересовался теорией и практикой дизайна ювелирных украшений. Он хотел создать серию упражнений и тестов, которые бы укрепили его навыки и улучшили способности студентов. Его методологический подход в целом опирается на теории Бруно Мунари (1907-1998), который считал, что «эксперименты по исследованию дизайна пластических и визуальных структур в двух-, трех- и более измерениях проверяют комбинаторные возможности различных материалов, пытаются прояснить образы и методы в технологической сфере и ищут образы через кинематографическую среду». Ювелирные изделия, по словам Андреа Бранци (1938), всегда свидетельствовали о непрекращающемся поиске трудного баланса между органолептическими качествами материалов и эстетикой, качества их формы. Сегодня методология и сами объекты «сходятся в одной точке» благодаря использованию технологии лазерной резки, которая позволяет составлять комбинации и развивать и укреплять возникшие идеи.
Лазерная резка способствует усложнению формы по отношению к ее топологическому результату. Точность лазера повышает уровень детализации, чего часто трудно добиться вручную. Когда используются такие нетрадиционные для ювелирных украшений материалы, как шерсть или полиэфирный войлок, лазерный луч обжигает и укрепляет кромки среза, делая полученную деталь более пластичной, податливой и лишенной потертостей.
Среди основных задач дизайна – создание изделий с выразительными формами (семиологией), которые также соответствуют эстетическим принципам. Задача дизайнера-композитора – придать идеям форму.
Прототипы, созданные Роберто Заноном и представленные в книге, – попытка следовать вышеуказанному принципу путем переработки и улучшений. Этот тип эксперимента предназначен не столько для поиска форм, сколько для переноса достигнутого результата на процесс обучения. В идеале прототипы можно считать упражнениями на пространственное и структурное мышление не только студентов, но и зрителей.
Кольца Eso, фетр, 2019
В различных формальных результатах вид линий в пространстве должен способствовать – как снова утверждает Бруно Мунари – развитию ассоциативных и аналоговых способностей создания трехмерных структур в качестве начальной подготовительной стадии изобретательства. Конечная цель упражнений – способствовать самоанализу, с помощью которого студент может обнаружить, что он или она также является инициатором исследования, а не просто воспроизводителем принципов. Что касается мономатериалов, то использование одного материала способствует единообразию восприятия, что, в свою очередь, облегчает понимание объекта. В результате получается компромисс, отвечающий как техническим, так и семантическим требованиям. Идеальные для этого материалы – войлок, картон, ПВС (поливиниловый спирт) или этиленвинилацетат.
Кольца Evol, ПВС, 2018
Все «упражнения» становятся более понятными, если рассматривать их «топологические формы, полученные из двухмерных форм. Они больше не имеют характеристик, присущих обычным формам, в которых есть четко определенные передняя, задняя, внутренняя и внешняя части. В топологических формах внутренняя и внешняя поверхности создают непрерывность». В работах, созданных из бумаги или картона, плоский лист превращается в трехмерную структуру без добавления и потери материала – это современная форма «бумажной алхимии».
Прототипы
Кольцо Fuoco Artificiale, 2018 Гофрированный этиленвинилацетат, 4,5х7х6 см
Кольцо Fuoco Artificiale («Фейерверк») началось с техники конструирования путем ограничения сложного микропространства двухмерной формы. Как результат – пышная форма, следствие пространства, занятого составными частями. Конечная форма гармонична и последовательна, поскольку соответствует характеристикам материала, который деформируется, но сохраняет свои структурные качества. Для этой цели идеально подходит и использование войлока вместо гофрированного этиленвинилацетата. Возникающая в результате асимметрия делает восприятие динамичным, то есть в зависимости от угла зрения меняются перспективы.
Интересно, что, несмотря на громоздкость, кольцо удобно носится. Оно предлагает неожиданный контраст между пальцем, на который будет надето, и тыльной стороной руки в качестве «фона».
Кольцо Puntonde, 2019ПВС, 2,5х5х5 см
Это кольцо задумывалось как драгоценность, полная энергии и индивидуальности, передаваемая по наследству. Оно имеет сильное символическое значение, поскольку его первоначальные пропорции соответствуют закону золотого сечения. Кольцо из ПВС получается из плоской формы, которую после увлажнения осторожно сгибают. Его верхние элементы также можно впоследствии согнуть. Органические очертания вдохновлены проектом Бруно Мунари Forchette («Вилки») 1958 года, в котором зубцы вилок были искусно деформированы.
Кольцо 3х3, 2018Лазерная резка, 8х7х2,5 см
Отправной точкой для проекта кольца 3х3 стала цитата изобретателя, физика и инженера-электрика Николы Тесла (1856-1943): «Если бы вы знали величие чисел три, шесть и девять, у вас был бы ключ от Вселенной».
В этом кольце – поиск «энергии», которая превращается в геометрическую строгость. Прямые зубцы кольца показывают всю его напряженность. Эти зубцы могут почти расплавиться или засохнуть после того, как их смочили в поливиниловом спирте, что символизирует растворение узнаваемой формы в деконструированном и стабилизированном целом. В войлочной версии примененная геометрическая строгость использует переменное движение, что приводит к менее упорядоченным вертикальным выступам, «разветвляющимся» в ответ на кручение. При более внимательном рассмотрении объекта становится ясно, что кажущаяся симметрия целого отрицается конструкцией и сочленением различных частей.