Дизайн-галактика: космические мотивы в архитектурных проектах
Космос всегда вдохновлял человечество на достижение новых высот и выход за пределы возможного. Связанные с ним мотивы находят отражение в совершенно разных направлениях, от кинематографа и моды до интерьерного дизайна и строительства. Руководитель и партнер бюро UNK interiors Юлия Тряскина проанализировала знаковые кейсы в этой сфере и рассказала Design Mate, как архитекторы задействуют космические образы в своей практике.
Юлия Тряскина руководитель и партнер
бюро UNK interiors
От фантазий к реальности
До 1960-х годов мысли о покорении космоса оставались лишь романтизированными фантазицями, не подкрепленными реальным опытом. Но как только человек по-настоящему открыл для себя космос, деятели творческих индустрий тоже перешли от теории к практике. В свое время космическими первопроходцами в мире моды стали Пьер Карден и Андре Курреж. Модельеры и бренды использовали в дизайне одежды металлизированные поверхности, современные материалы, большое количество белого, различные вариации скафандров и образы звезд. Чего только стоит ракета, которую Chanel «запустили» на одном из своих показов несколько лет назад.
Ракета в декорациях показа Chanel сезона осень-зима 2017
Архитекторов космические образы будоражили не меньше. Футуристичный дизайн зданий и сооружений, формы которых похожи на инопланетные корабли и ракеты, можно увидеть в самых разных уголках планеты. Например, Центральный научно-исследовательский институт робототехники и технической кибернетики в Санкт-Петербурге, спроектированный архитекторами Станиславом Савиным и Борисом Артюшиным, напоминает ракету на старте. Все благодаря силуэту серого бетонного тюльпана с острыми ребрами и венчающей здание антенне. Внешний облик постройки соответствует ее функционалу: здесь располагается лаборатория для испытания систем мягкой посадки космических кораблей.
Центральный научно-исследовательский институт робототехники и технической кибернетики в Санкт-Петербурге
Испанский архитектор Сантьяго Калатрава возводит по всему миру удивительные белоснежные здания, которые можно сравнить с миражами или творениями из будущего. Его Музей завтрашнего дня в Рио-де-Жанейро, чем-то перекликающийся с формой космического корабля, был открыт в 2015-м году. Пространство разделено на зоны «Космос», «Земля», «Антропоценоз», «Завтра» и «Мы», которые предлагают посетителям поразмышлять о смелых сценариях будущего.
Museu do Amanha – Музей завтрашнего дня в Рио-де-Жанейро по проекту Сантьяго Калатравы
Национальный космический центр, который сейчас строится в Москве по проекту UNK project, задуман как крупнейшее здание такого типа в мире. Его доминанта – треугольная башня со шпилем – тоже отсылает к ракете, установленной на стартовой площадке. В ней планируют разместить Центр управления полетами Роскосмоса.
Визуализации проекта Национального космического центра, UNK project
Космические интерьеры
Интерьеры космических кораблей — еще одно поле для экспериментов дизайнеров и архитекторов. Так, уже во второй половине прошлого века Галина Балашова – родоначальница космического дизайна и архитектуры в СССР – оформляла интерьеры всех советских космических кораблей и орбитальных станций, от «Союзов» и «Салютов» до «Мира». Галине поручили сделать пригодные для жизни астронавтов помещения, когда она работала в Особом конструкторском бюро – ОКБ-1, а утверждал эскизы еще Сергей Королев. В своем интервью архитектор рассказывает, что для упрощения ориентации в пространстве она использовала цвет. Ведь на Земле мы чувствуем, где находятся пол и потолок, поэтому интерьеры могут быть полностью монохромными — это не помешает нам двигаться. В космосе же для человека эти плоскости равнозначны. «Чтобы люди могли ориентировался в пространстве, важно было дать им эту ориентацию, и ей стал цвет интерьеров», — вспоминает Галина.
Третий вариант интерьера Орбитального отсека корабля «Союз», утвержденный С. П. Королевым 18 февраля 1964 года. Из личного архива Галины Балашовой
В отличие от трудов коллег-архитекторов, работы Галины Балашовой мы не увидим, так как после завершении космических миссий космонавты возвращаются на Землю в спускаемых капсулах, а другие детали корабля превращаются в космический мусор.
Тема космоса не обошла стороной и нас, команду бюро UNK interiors. Например, создавая концепцию VIP-зоны аэропорта Курумоч в Самаре, мы следовали за общим визуальным обликом комплекса, напоминающего настоящий космический корабль. Нашим главным визуальным ориентиром стали парящие в пространстве сферы, похожие на застывшие в невесомости капли жидкости. Помимо визуального эффекта, строгие геометричные сферы выполняют и функциональные задачи: отделяют закрытые зоны – переговорные, бар, детскую комнату и ресепшн – от общественного пространства.
Визуализации VIP-зоны аэропорта Курумоч в Самаре по проекту UNK interiors
Сегодня космос становится все более доступным: отправиться в путешествие могут уже не только профессиональные космонавты, но и обычные туристы. А космический дизайн — лаконичный, функциональный и полный передовых технологий, думаю, останется с нами еще очень надолго.
На обложке: Музей завтрашнего дня по проекту Сантьяго Калатравы. Фото: © Nido Huebl/Shutterstock.