Design Religion: как духовные смыслы воплощаются в дизайне и архитектуре
Капелла авторства Анри Матисса, часовня с интерьером по проекту Ронана Буруллека, облачения священнослужителей, созданные модельером, и современные объекты в храмовой эстетике: все это яркие примеры того, как вполне приземленный мир дизайна и искусства сталкивается с миром более возвышенным — духовным. В этом материале пытаемся разобраться, что рождает эта синергия в разных по масштабу проектах, от коллекционных изделий и приближенной к светскому человеку церковной лавки до концепции христианского арт-парка, и чем вдохновляются их авторы.
Церковные атрибуты в новом прочтении
«Наши работы передают ощущения сакральности и самобытности, свойственные атмосфере древнего храмового искусства», — рассказывают о своей практике создатели Lavdansky studio Григорий и Семён Лавданские. Проект основан на базе семейной мастерской, которая специализируется на церковном декоративно-прикладном искусстве. Семён, молодой предметный дизайнер и художник, видит в церковной культуре с ее эстетичными и тонкими образами огромный потенциал для художественного исследования. «Меня привлекает эта эстетика аскетизма, в которой много воздуха, света и тишины. Концепция нашей дизайн-студии довольно новая и нетривиальная: может быть, благодаря этому нам удастся привлечь внимание аудитории к важной части культуры — духовной», — добавляет он.
В проектах Lavdansky studio можно заметить отсылки к образам разных эпох, от архитектуры, предметов утвари и ювелирного искусства до фресок, мозаики и сюжетов со стен средневековых соборов. Например, в коллекции объектов Castes, которую команда создала совместно с мастерской по стеклу FRESH.GLASS, в современном ключе и бóльшем масштабе переосмыслены касты — традиционные оправы на окладе иконы. А в проекте Ecclesia авторы по-новому интерпретировали феномен первых христианских собраний (domus ecclesiae), которые существовали еще до появления храмов.
Saint-Michel de Brasparts Chapel. Фото: © Claire Lavabre - Studio Bouroullec
Среди тех, кто приложил руку к осмыслению храмовой культуры, встречаются и всемирно известные имена. В 2023 году Ронан Буруллек создал интерьер отреставрированной после пожара часовни Сен-Мишель де Браспар. Для французского дизайнера этот проект оказался особенным: в детстве он часто проезжал мимо сооружения, любуясь его архитектурой. Придуманная им обстановка ориентирована на то, чтобы усилить ощущение связи с духовным миром. Буруллек также разработал дизайн минималистичного алтаря с крестом и подсвечниками и дополнил оформление авторскими объектами — например, зеркалом с текстурной поверхностью.
St John Chrysostom Parish Church. Фото: James Harris
Еще один современный дизайнер, который интересуется храмовой архитектурой и сакральной обстановкой церквей, — британец Макс Лэмб. Так, для англиканской церкви в Южном Лондоне он разработал серию мебели и церковных атрибутов. Среди них алтарь из известняка, который соответствует лаконичному убранству модернистской церкви. Тот же материал он использовал для изготовления пары подсвечников и Пасхальной свечи: все они отшлифованы дизайнером вручную.
Капелла как произведение искусства
Капеллу Розария (фр. Chapelle du Rosaire), расположенную на территории женского монастыря в городе Ванс, часто именуют просто Капеллой Матисса, ведь именно знаменитый французский художник отвечал за ее проектирование. Церковная пристройка стала его последним (и, как он сам считал, самым выдающимся) проектом.
© Succession H. Matisse pour les œuvres de l’artiste. Фото: © François Fernandez
В рамках него художник придумал буквально все: от архитектурных решений, витражей и фресок на стенах до храмовых атрибутов и облачений священнослужителей. На фоне лаконичного белоснежного убранства выделяются всего три ярких цветовых акцента, свойственных стилю живописца: желтый, символизирующий солнце, зеленый — символ растительности, и синий, отсылающий к Средиземному морю и безоблачному небу.
© Succession H. Matisse pour les œuvres de l’artiste. Фото: © François Fernandez
Масштабные фрески из изразцов на стенах часовни изображают наброски, тоже сделанные Матиссом. Массивный каменный алтарь, бронзовая скульптура распятия и подсвечники, деревянная мебель — все это принадлежит руке великого художника. И, конечно, Анри Матисс не забыл про церковные одеяния: в качестве основных оттенков одежды священников он выбрал фиолетовый, черный, розовый и красный.
«Модные» облачения священнослужителей собора Нотр-Дам-де-Пари
Идея нестандартной одежды для священников принадлежит не только Матиссу. Так, в декабре в Париже после масштабной реконструкции откроется Собор Парижской Богоматери. Полное возрождение коснулось не только архитектурного облика и внутреннего убранства святыни: разработку дизайна церковных облачений для священнослужителей доверили французскому модельеру Жан-Шарлю де Кастельбажаку (Jean-Charles de Castelbajac).
Jean-Charles de Castelbajac
Кутюрье вдохновлялся игрой света и цвета в обновленном пространстве: в результате одеяния отличаются яркими геометрическими узорами, которые перекликаются с витражами на стенах и еще больше выделяются за счет золотых деталей.
Jean-Charles de Castelbajac
Всего де Кастельбажак разработал дизайн 2000 риз, далматики (литургической туники) и палантинов. Их наденут епископы, священники и дьяконы во время трехдневного празднования открытия собора. После этого предметы от кутюрье будут использоваться по важным поводам христианского календаря, а каждому приходу Парижа будет вручена риза. «Очень трогательно участвовать в создании чего-то, что никогда не будет продано, в чем нет коммерческого или маркетингового аспекта. Это духовный жест и то, что будет передано будущим поколениям», — рассказывает модельер об этом проекте.
Как показать церковную культуру в понятных формах
Московский Храм священномученика Антипы Пергамского на Колымажном дворе развивает сразу несколько «светских» проектов, в том числе популярное среди горожан кафе и церковная лавка. Идея создания православного кафе-трапезной ANTIПА принадлежит настоятелю храма, священнику Андрею Щенникову. Над лаконичным интерьером гостеприимного и открытого для всех желающих пространства работали архитекторы Анастасия Балакирева и Михаил Князев. В основу концепции лег образ трапезного стола как символа объединения. С функциональной точки зрения эта идея воплотилась в столах, которые можно собрать в единый предмет или адаптировать к разным сценариям. Кроме того, в дизайн-проекте было важно сохранить преемственность и связь с храмом: так здесь появились инкрустированные мозаикой авторские предметы интерьера из дуба.
Кафе-трапезная ANTIПА. Фото: Даниил Анненков
Вслед за кафе команда вместе с некоторыми своими прихожанами, брендами и компаниями (среди них MASLOV, Très Russe, ALENA AKHMADULLINA и Московский Мозаичный Цех) реализовала несколько предметов одежды и аксессуаров. Идея была простой: хотелось сделать стильные и понятные предметы для себя и прихожан храма. Команда увидела интерес к этой инициативе и решила расширить линейку предметов: так появилась Церковная Лавка. В ней можно приобрести предметы религиозного назначения — одежду, аксессуары, дизайнерские четки и кресты, предметы декора и традиционные церковные облачения. Большое внимание уделяется дизайну: вместе с приглашенными соавторами команда стремится облегчить зачастую архаичную и традиционную эстетику религиозных товаров, сделав их привлекательными для широкой аудитории.
Коллекция №1. Фото: Церковная Лавка ANTIПА
Например, в Коллекции №1 авторы исследовали традицию ношения жилета священнослужителями, переосмыслив этот предмет одежды в более современном ключе. По задумке команды получившиеся изделия будут актуально смотреться и в мирской жизни. Среди других коллабораций Церковной Лавки выделяется совместный проект с Московским Мозаичным Цехом. В рамках него были разработаны нательный крест и подсвечник, изготовленные из древних церковных камней, найденных во время реставрации храма.
Коллаборация Церковной Лавки и Московского Мозаичного Цеха. Фото: Церковная Лавка ANTIПА
«Главной ценностью нашего проекта мы считаем поиск новых визуальных форм, чтобы транслировать красоту и важность православной религии и культуры», — делятся создатели проекта. В более широком смысле Церковная Лавка — это еще и возможность для креаторов поэкспериментировать в своих работах с духовными смыслами, а для мастеров церковных цехов — попробовать себя в реализации атрибутов светской жизни. По словам команды, эта синергия часто рождает новые идеи и воплощения, позволяя создать порой неожиданные вещи. Сегодня Церковная Лавка — это важное направление приходской деятельности храма и место, одинаково ориентированное как на верующего, так и на светского человека.
«Исповедь». Фото: Helen Loom х OTKHI ceramic factory
Команда мастерской по керамике OTKHI ceramic factory и художница Helen Loom тоже продемонстрировали, как традиционные церковные атрибуты могут вписаться в светскую жизнь и современные пространства. Дуэт разработал серию интерьерных крестов. Авторы проекта «Исповедь» хотели переосмыслить кресты как актуальный элемент декора, который можно гармонично интегрировать в любое современное пространство. Массивные изделия выполнены из шамота и авторской глазури и могут быть изготовлены в разных формах, цветах и размерах.
Христианство в массы через искусство
Продвигать духовность в массы можно не только через отдельные объекты, но и в более крупном масштабе — например, с помощью арт-парка. О планах строительства такого недавно рассказала команда лютеранской церкви в Санкт-Петербурге Анненкирхе. Авторы задумки заявляют, что в случае реализации это будет самый большой христианский арт-парк в Европе.
Кирха Вуоксенранта (ныне поселок Ромашки). Фотографии предоставлены командой Анненкирхе
Проект стал продолжением миссии команды, которая стремится менять отношение к церкви через искусство и творчество. Предполагается, что на территории арт-парка расположатся инсталляции и объекты современного христианского искусства. Они станут своеобразным мостиком для налаживания невербального диалога между церковью и обществом — так же, как витражи и другие атрибуты церковной архитектуры, они будут передавать зрителям сакральные и духовные смыслы. Парк появится на участке в Приозерском районе Ленинградской области: он выбран неслучайно, ведь исторически на территории Карельского перешейка существовало 36 лютеранских приходов. Кроме того, к созданию концепций объектов команда привлекла молодых российских архитекторов. В рамках воркшопа «Парк-библия» они разработали собственные концепции арт-объектов, туристических маршрутов и функциональных зон парка, глубоко укорененные в природном и архитектурном контексте региона.
На обложке: Saint-Michel de Brasparts Chapel. Фото: © Claire Lavabre - Studio Bouroullec.