The Touch. Spaces Designed for the Senses
Дизайнер Йонас Бьерре-Поульсен из датской студии Norm Architects и соучредитель журнала о стиле жизни Kinfolk Натан Уильямс выпустили книгу The Touch — о 25 интерьерных и архитектурных проектах, которые не только визуально привлекательны, но и затрагивают все человеческие чувства. В содержании книги, выпущенной издательством Gestalten, выделено пять тем: свет, материальность, цвет, природа и сообщество. Кроме того, издание включает интервью с британским дизайнером Джоном Поусоном и Дэвидом Талструпом — дизайнером из Дании.
Анализируя современные и классические интерьеры домов, отелей, музеев и магазинов, авторы пытаются понять, как можно сознательно прочувствовать пространство и как это может сделать нахождение в определенном помещении более комфортным. В книге также подробно приводятся философские и художественные отсылки, отражающие традиции дизайна, теории цвета и изменение восприятия света. К примеру, говоря об освещении, нельзя обойти стороной тень. Японский писатель XX века Дзюнъитиро Танизаки предполагал, что его «предки, вынужденные жить в темных комнатах, открыли для себя красоту тени ». И правда: бумажные ширмы, лаковая посуда с вкраплениями золота — все эти изобретения приобретают наиболее живописный вид с приглушенным светом. В XX веке дизайнеры изобрели новые технологии освещения, сделав его не только функциональным в ночное время, но и художественным — Стеклянный дом архитектора Филипа Джонсона производит наибольшее впечатление вечером. Сами авторы особенно выделяют несколько проектов, вот один из них. Для венецианцев вода сакральна: этот образ итальянский архитектор Карло Скарпа использует в Tomba Brion — частном мемориальном комплексе на кладбище Азоло в Тревизо. Вода в плоских бетонных бассейнах и акведуках объединяет в целостный ансамбль отдельные постройки комплекса — гробницу, павильон для медитаций и часовню. Скарпа умер, все еще работая над этим проектом, и просил, чтобы его похоронили — стоя прямо, в стиле средневекового рыцаря — в тихом уголке здесь же. Возможно, это высшая честь для архитектора: провести вечность спокойно, охраняя собственное творение.