Ткань в интерьере: soft-гламур и любовь к фрактальной геометрии
Два месяца назад совет экспертов по текстильному дизайну Trendtable собрался во Франкфурте-на-Майне, чтобы исследовать развитие рынка текстиля, обсудить современное состояние в мире дизайна и архитектуры, выявить тренды на 2018–2019 сезон. Через три месяца результат их работы можно будет увидеть и оценить – в начале сентября выйдет новый Trendbook.
Скорость, можно сказать, космическая: ведь актуальные тренды на 2017–2018 Explorations, выявленные весной 2016, описанные прошлым летом и представленные на выставке Themen Park во Франкфурте в январе 2017 в реальности можно уловить, разве что, пунктирно: отражающийся в мерцающих «дисплейных» тканях Virtual Explorations (неоновые, слегка разбавленные светом цвета, компьютерная графика, колорит, заимствованный у голограмм); угадываемая тенденция смешения культур в Cultural Explorations (теплые, этнические расцветки, орнаментальность, геометрия, контраст). Еще труднее распознаются космическая геология Planetary Explorations и маргинальная ботаника Natural explorations, с ее любовью к низшим растениям, незавершенным органическим формам.
И теперь вопрос: что же мы видим в реальности «невооруженным глазом»? Факт, что производители и потребители не то, чтоб отстают (хотя и это тоже, ведь трудно бывает угнаться за трендсеттерами), но слегка корректируют визионерство экспертов, смягчая и очеловечивая экстремальное.
Органическое
Мхи и лишайники прекрасны, но флоральные мотивы из высших растений на тканях для интерьера, причем не стилизованные, а вполне натуралистические, пока занимают главенствующую позицию (английский и итальянский текстиль). Продолжается мода на фотографические изображения животных – принты на декоративных подушках, кухонном и столовом текстиле, возможно, являют собой слабый отголосок традиции представления охотничьих трофеев в интерьере. Стилизованные звери тоже встречаются, само-собой, в тканях для детских комнат, и на коврах. Последнее – как заимствование из сферы наивного искусства: ковер как шкура нарисованного тигра (французский лейбл Moustache), или орнаментальный фриз из столь любимых всеми котиков (бельгийская компания LE, Limited Edition).
Фрактальное
«Невооруженный глаз» во всем многообразии фактур, текстур и расцветок вычленяет нечто, характерное сразу для нескольких описанных экспертами трендов, а именно – решетку, растр, фракталы. Это может быть и чисто графический рисунок на плоскости, и объемная, выпуклая креатура из волокон, нитей, узлов, сочетания прозрачных и плотных переплетений, орнамент высот и впадин, распознаваемый на ощупь, а не на глаз. Материальный мир навязывает пользователю / потребителю свое существование. Он как бы предлагает познавать мир тактильно, а не только посредством зрения и при помощи воображения или умозаключений. Современные технологии позволяют создавать сложные трехмерные орнаменты на ткани только благодаря разнице в толщине нитей и в характере переплетений (Sahco, JAB), либо с помощью сочетания различного сырья – например прозрачной основы из шелка/вискозы и аппликации из целлюлозы (Nya Nordiska).
Создавая чисто умозрительные орнаментальные решетки, нет ничего проще, чем поверить алгеброй гармонию. Удивительное начинается, когда традиционное – национальный орнамент – записывается как система кодов. Результатом становится игра в новую народность – урбанистическая этника, как называют этот феномен эксперты Trendtable. И именно подобная амбивалентность оказывается наиболее адекватной нашей действительности: преобразованная традиция, обработанная на компьютере более четкая, яркая, ясная реальность. Это же касается и, например, изображения флоры и фауны, которые не стилизуются в виде орнамента, но разлагаются на отдельные пиксели, переступая черту реальное / виртуальное. (предыдущие серии Jan Kath – розы на его коврах «From Russia with Love» или лесные пейзажи).
Новый Голливуд
Вот что абсолютно проигнорировали эксперты, так это современное увлечение бархатом и плюшем. Они, возможно, просто закрыли глаза на это новое мещанство, возвращение демо-версии гламура в простые дома. И тем не менее: бархат и плюш – мягкие, мерцающие, богатые на оттенки и нюансы ткани, – вернулись в обиход. А также характерный вид стежки – с использованием пуговиц. Мало того, палитра их цветов была значительно расширена, лучше сказать, – радикально изменена. Среди плюшевых диванов и кресел, оттоманок, шезлонгов и пуфиков не найти экземпляры, напоминающие театр, кабаре и публичный дом. Никаких интенсивных красных, зеленых и черных тонов. Все очень сдержанно и благородно: цикломеновый розовый, сдержанный приглушенный синий, цвет яшмы и цвет опала. И только в виде исключения – открытый кричащий желтый.
Совершенно в духе Голливуда 50-х – серия Nya Nordiska «Luxury Life»: легкие струящиеся ткани для гардин с металлическим блеском, отражающие свет. Они напоминают фотоателье гламурного модного фотографа, модели в вечерних нарядах, стразы в их волосах, мерцание шампанского в бокалах. А при взгляде на плиссе с золотыми полосами нельзя не вспомнить знаменитую фотографию Мерилин Монро с развивающейся юбкой.
Сомнительно, что в новом Trendbook, который появится уже скоро, речь пойдет о новом – Голливуде, мещанстве или уюте. Если проследить за развитием текстильных тенденций, а это легко сделать, так как на сайте франкфуртского текстильного салона Heimtextile опубликован многолетний архив, то можно предположить следующее: внимание к экологии и этике, использование научных разработок в «дизайнерских» целях, использование новых цифровых технологий и продвинутых техник. Руководит командой экспертов Trendtable в этом году британская дизайнерская студия Franklin Till (трендсеттеры, дизайнеры и стилисты). Они же будут курировать выставку Themen Park, где можно будет «прикоснуться» к текстильному будущему.
Все фото: Елена Невердовская.