Кто всё это построил?
В новой книге от издательства Ad Marginem архитектор Полина Фадеева и художник Анна Алямова нескучно рассказывают об известных зданиях и их создателях. Из чего на самом деле состоит работа над сложным сооружением? О чем мечтали знаменитые архитекторы в детстве, и как они меняют мир сегодня? Ответы на эти и другие вопросы, волнующие детей и взрослых, спрятаны на страницах книги.
Издание «Кто всё это построил?» посвящено не столько узнаваемым домам, отелям, музеям и мостам, сколько тех, благодаря которым они появились. Ведь все архитекторы тоже когда-то были маленькими — о чем-то мечтали, учились, дружили, возможно, собирали конструктор, а позже начали по-настоящему менять облик городов с помощью своего видения. Авторы книги стремились максимально раскрыть характер героев, которых мы почти никогда не видим в лицо, — Константина Мельникова, Ле Корбюзье, Алвара Аалто, Людвига Мис ван дер Роэ, Нормана Фостера и других.
С разрешения издательства мы публикуем отрывок об одном из героев книги — Оскаре Нимейере.
Оскар Нимейер родился в Бразилии, в солнечном Рио-де-Жанейро, в обеспеченной и влиятельной семье. Дед Оскара был министром финансов Бразилии. Мальчика устроили в привилегированную школу, которую он так и не окончил. Молодого бразильца больше интересовали футбол, танцы и... рисование! Как только Оскар научился держать в руке карандаш, он больше с ним не расставался. На это обратили внимание заботливые родители, и Оскар был устроен в Национальную школу изящных искусств в Рио, на архитектурный факультет.
Именно рисунок привел меня к архитектуре, поиску света и удивительных форм.
Директор факультета, Лусио Коста, сразу распознал в Нимейере талант и взял его себе в ассистенты. Именно Коста познакомил его с Ле Корбюзье. Причем не просто с творчеством, а с самим мэтром лично. Коста получил заказ на проектирование здания Министерства просвещения и здравоохранения и пригласил Ле Корбюзье в качестве советника. Нимейер активно участвовал в процессе и благодаря своим свежим и смелым идеям в конце концов возглавил проект. Это стало отправной точкой в длинной и грандиозной карьере архитектора.
Оскар всегда подчеркивал роль Ле Корбюзье в мировой архитектуре и в собственной судьбе. Он считал себя последователем великого швейцарца — но существенное отличие ученика от учителя очевидно. Строгий Ле Корбюзье пришел к плавным очертаниям только в поздних работах, а Нимейер никогда не боялся работать с формой. Он создавал настоящую «застывшую музыку» из железобетона в то время, когда технологий подобного рода еще не существовало. Его работы, полные смелых линий, форм и композиций, наполнены чувственностью и страстью. Нимейер всегда говорил, что в своей архитектуре он отражает всю суть своей любимой родины, ее рельеф, ее характер. И ему удалось создать стиль, определивший образ современной Бразилии на десятилетия вперед.
Фото: Ad Marginem.