От идеи до прототипа: светильник Waterfall Анны Агаповой
Новый предмет авторства Анны Агаповой, разработанный в сотрудничестве с парижской семейной мастерской Delisle, воплощает красоту геологического разлома. На создание светильника Waterfall дизайнера вдохновила красота водопада, увиденного ей во время путешествия по Исландии, а для воплощения своей задумки в жизнь она выбрала бронзу и стекло. О том, как проходила работа над проектом и каким получился результат, мы узнали у Анны Агаповой из первых уст.
Анна Агапова дизайнер, сооснователь студии O&А London
О концепции светильника
Идея создания люстры Waterfall («Водопад») пришла ко мне после поездки в Исландию в 2022 году. Во время этого путешествия мне довелось увидеть водопад Хауифосс (Háifoss), красота которого и послужила главным источником вдохновения для этого проекта. По первому образованию я географ, поэтому мне всегда были интересны геологические разломы. Увидев этот уникальный срез пород, я поняла: это именно то, что я хочу воплотить в своей новой световой инсталляции.
Рельеф и градиент на люстре — это попытка передать богатство оттенков и фактуру природного разлома.
В качестве основного материала для будущего объекта я выбрала бронзу, поэтому сотрудничество со знаменитыми французскими ремесленниками Delisle стало логичным решением. За свою более чем вековую историю эта мастерская создала светильники для знаменитых дворцов по всему миру, включая Екатерининский дворец в Царском Селе и Королевскую оперу в Версале. Работу с еще одним материалом – стеклом – я доверила мастерам острова Мурано.
О первых эскизах и прототипе
Обычно у меня сразу же есть четкое представление о том, как будет выглядеть предмет, поэтому я легко могу донести свою идею до мастеров. В случае с проектом Waterfall у меня была заранее готова форма одного светильника. Однако в голове было представление, что объект может работать не только как самостоятельный элемент, но и в составе композиции из нескольких схожих. Поэтому мы разработали второй вариант формы, чтобы предмет можно было использовать в композициях из одного, двух или трех светильников в зависимости от задач проекта и масштаба пространства.
Прототип мы сделали сразу, поскольку в мастерской Delisle работают настоящие профессионалы. Я поддерживала постоянный контакт с мастерами, а также с Жаном Делилем, наследником и руководителем семейного бизнеса. Жан лично участвовал в каждом этапе создания люстры, что вызывает у меня глубокое уважение. Меня восхищают традиции этого дома, где ценится видение дизайнера, а вся команда бережно и внимательно работает над реализацией авторской идеи. Стоит отметить, что для Delisle этот проект был непростым: их мастерская привыкла к более классическим формам, и такого современного объекта в их коллекции еще не было. Это сделало наш путь особенно интересным, ведь каждому пришлось преодолевать свои вызовы и учиться новому.
О процессе работы
На первом этапе мы изготовили модель из глины, после чего я вместе с мастерами вручную дорабатывала фактуру. Затем была создана восковая модель для дальнейшей отливки в бронзе.
Моим самым любимым моментом стала работа с патиной. Это этап, когда понимаешь, что сотрудничаешь с настоящими мастерами, виртуозно владеющими своим ремеслом. Мы долго трудились над цветом и переходами. Я лично контролировала каждый этап. Хорошо, что до Парижа из Лондона буквально один шаг через Ла-Манш. Потом началась работа по поиску стекла, которое бы работало в гармонии со сложной структурой металла и при этом воплощало ту мощь и динамику, которую несет в себе поток водопада.
Я всегда говорю, что художник и ремесленник — это соавторы. Мы не серферы, а дайверы в процессе дизайна.
Важно отметить: во время работы с французскими мастерами нужно забыть о времени и дедлайнах. Они все делают скрупулезно и долго, и поторопить не получится.
О ценообразовании и перспективах развития проекта
У люстры не появится версия в виде торшера или настенного светильника. Waterfall — это потолочная инсталляция. Однако хочу отметить, что этот предмет входит в серию объектов, вдохновленных Исландией, в которой также представлены ковры, созданные совместно с французской мануфактурой Manufacture Tapis Bourgogne, и скульптура Shift.
Произвести уникальный предмет — это лишь 30% успеха, а вот сложности начинаются, когда продукт готов: его нужно правильно презентовать и, в конечном счете, продать, ведь мы не занимаемся искусством ради искусства.
Продажа арт-объектов требует взаимодействия с галереями и топовыми дизайнерами. Это тот новый мир, который я сейчас изучаю. Каждый предмет уникален, поскольку итоговый финиш и градиент никогда не повторятся. В мире дизайна, где все привыкли работать с образцами финишей, это не так просто продемонстрировать.
Образец будет объемным и сложным в изготовлении, поэтому важно показывать предмет на выставках.
Что касается ценообразования, то в данном случае все просто: цена производства очень высокая, так как это не серийный элемент, и над ним трудилось много людей вручную, добиваясь нужного результата. Мы отдаем 50% стоимости c продажи нью-йоркской галерее STUDIOTWENTYSEVEN, с которой у нас эксклюзивные отношения. В итоге заработок дизайнера получается довольно скромным. Конечно, можно не заключать эксклюзивные контракты, но большинство галерей берут те же 40–50% от продажи. А серьезные игроки на рынке коллекционного дизайна предпочитают работать именно на эксклюзивной основе.
Я уверена, что люстру Waterfall ждет успех на американском рынке. В сентябре мы презентовали предмет на Парижской неделе дизайна в шоуруме Delisle, а дальше она будет экспонироваться в галерее STUDIOTWENTYSEVEN в Нью-Йорке.
Все фотографии предоставлены Анной Агаповой.