За проезд не передаем! Local Motors интегрировала когнитивные вычисления IBM Watson в автобус будущего
Двенадцатиместный беспилотник как иллюстрация технологий и дизайна общественного транспорта будущего.
Инженеры, программисты, дизайнеры, урбанисты, экологи, страховщики, законодатели, юристы — специалисты этих и других профессий в последние несколько лет объединились для создания и развития концепций беспилотного транспорта. Перед ними стоит огромное количество задач, начиная разработкой алгоритмов оценки дорожной ситуации и снижения вреда окружающей среде, заканчивая интеграцией в городские ландшафты будущего и определением зон ответственности при дорожно-транспортных происшествиях. Можно подумать, что времени на подготовку еще предостаточно, ведь автономные электромобили станут более-менее массовым продуктом не раньше следующей пятилетки, однако все больше производителей начинает экспериментировать с этими технологиями, подгоняя зарождение новой индустрии.
Чаще всего разговоры об автопилоте в автомобилях сводятся к личному транспорту, но объективная оценка будущего утверждает обратное. С развитием медицинских технологий и повышением качества жизни постоянно будет расти количество автомобилей на дорогах, и когда-то в будущем даже один автомобиль на семью может стать непозволительной роскошью. Производители уже сейчас начинают задумываться о новом подходе к транспорту, а решением проблемы могут стать небольшие и комфортабельные беспилотные автобусы, а также такси-автомобили. За счет умных алгоритмов и постоянного получения информации от других транспортных средств и городских датчиков, они смогут уменьшать время простоя без пассажиров, исключить риск попадания в пробки и прочие другие негативные факторы.
Один из вариантов дизайна и технологического оснащения беспилотных автобусов будущего демонстрирует компания Local Motors. Концепт называется Olli, а в его основу легли технологии IBM Watson. Во время движения 30 сенсоров непрерывно оценивают ситуацию на дороге, а также обеспечивают коммуникацию с пассажирами и обмен информацией с другими участниками движения. Это стало возможным за счет использования суперкомпьютеров IBM, которые служат для когнитивных вычислений и позволяют создавать самообучаемые программные системы. Благодаря этому автобус Olli сможет коммуницировать с пассажирами при помощи голосовых запросов на «натуральном языке», прокладывать оптимальные маршруты с учетом загруженности дорог и пожеланий каждого человека в салоне, а также будет на несколько шагов вперед оценивать дорожную ситуацию, сводя к минимуму вероятность происшествий.
Что касается дизайна, Local Motors Olli демонстрирует простоту и минимализм. Поскольку двигатели, батареи и прочая начинка находятся на уровне пола, производитель смог ограничиться четырьмя стойками по углам и невысокими стенками. Огромные окна и панорамное остекление крыши делают салон светлым и более просторным, чем кажется со стороны, так что 12 пассажиров автобуса не будут чувствовать себя стесненно. Также стоит отметить, что Olli симметричен и ему не требуются развороты для продолжения движения в обратном направлении. Не исключено, что другие производители тоже примут на вооружение идею симметричных беспилотных автомобилей. А еще общественный транспорт и массовые электромобили будущего явно будут пропагандировать отказ от аэродинамических показателей в пользу удобства пассажиров и эргономики в городском пространстве. Когда на дорогах будут рулить суперкомпьютеры, комфорт окажется важнее секунд до сотни.