Самое интересное из мира дизайна и искусства: 22-28 февраля
От главных зданий в стиле модерн в Москве до роскошных нарядов принцессы Дианы в Лондоне – собрали самые любопытные выставки и лекции в Москве и мире, чтобы вы не скучали в праздники.
Москва
Лекция «Москва эпохи модерн»
22 февраля
Архитектура эпохи модерн хоть и имеет свои ярко выраженные универсальные черты, имеет и различия, которые проявлялись в зависимости от страны и региона, где возводили новое здание. Московский модерн – не исключение. Архитектурный облик Москвы неоднороден и формировался на протяжении многих веков. Для зодчих это означало большую свободу самовыражения, в том числе и в пределах одного стиля. На лекции стилевые особенности московского модерна рассмотрят на примере творчества таких архитекторов, как Федор Шехтель и Лев Кекушев.
Лекция «Новый урбанизм: этика или эстетика»
22 февраля
Утопические социальные, урбанистические и архитектурные проекты в первую очередь рассматривают с точки зрения, которая является для утопий самой невыгодной: вероятность реализации предлагаемого сценария. Но разве утопии являются проектами в этом смысле слова? Что на самом деле ценно в утопиях? Не надо ли отнестись к утопиям как к произведениям искусства – то есть, сперва оценивать их эстетические качества? В вопросе разбираются преподаватели международной магистерской программы «Прототипирование городов будущего: город и технологии» Высшей школы урбанистики НИУ ВШЭ.
Выставка «Прометей. Демоверсия. Эксперимент обещает стать искусством»
До 26 февраля
В 1962 году при радиофакультете Казанского авиационного института было организовано студенческое конструкторское бюро «Прометей». Коллектив под руководством доктора философских наук, профессора Булата Галеева стал известен благодаря своим экспериментальным кино- и видеоинсталляциям. Выставка «Прометей. Демоверсия» это процесс экспериментальных поисков на границе науки и искусства. Через документальные фильмы, записи телепередач и методические пособия по разработке светомузыкальных инструментов она демонстрирует, каким образом казанцы в конце минувшего столетия делали первые в СССР видеоинсталяции.
Выставка Мин Джанг Ён «Память пространства»
До 28 февраля
Экзотическая выставка, организованная Государственным музеем Востока при пособничестве галереи «Триумф», стартовала в начале февраля и демонстрирует сюрреалистичные работы южнокорейской художницы Мин Джанг Ён. Причудливые архитектурные и биоморфные формы, населяющие ее работы, заставляют задуматься о том, как работает наша память: с течением времени наши воспоминания, сперва вполне четкие и рациональные, теряют свои очертания и превращаются в эмоциональные, абстрактные переживания. События приобретают причудливые архитектурные или биоморфные формы, узоры и линии, в которых можно увидеть дорогу, облака или силуэты зданий.
Выставка «Мир – театр. Архитектура и сценография в России»
До 19 марта
Формирование и развитие театра неразрывно связано с процессом становления архитектурного пространства. Выставка Музея архитектуры им. Щусева (совместно с театральным музеем им. Бахрушина) это попытка рассмотреть архитектуру театральных и зрелищных сооружений параллельно с тем действом, которое разворачивается внутри здания – на сцене. Дизайн экспозиции – дело рук художника Ильи Уткина. Уткин – лауреат Венецианской биеннале 2000 года, а как сценограф он много лет работал в театре, в том числе Большом и Мариинском. Декорации Уткина к балетам «Золушка» и «Пламя Парижа» соседствуют с проектами архитекторов-сценографов Пьетро Гонзаги, Александра Веснина, Владимира Щуко, Георгия Гольца и Бориса Мессерера.
Санкт-Петербург
Выставка «Из Сервизных кладовых. Убранство русского императорского стола XVIII – начала XX века»
До 20 марта
В составе экспозиции более 1200 предметов. Ее основная часть ‒ произведения, предназначавшиеся для парадного убранства «Высочайших столов». В повседневной жизни подобные вещи, как правило, не использовали, их бережно хранили в специально оборудованных помещениях – Сервизных кладовых, где располагались как фарфоровые сервизы, так и посудные формы из фаянса, стекла, серебра, бронзы и прочих материалов, а также скульптурные настольные украшения. Ведущее место на выставке занимают уникальные сервизы, созданные на Императорском фарфоровом заводе в Петербурге.
Нью-Йорк
Выставка южноафриканского дизайнера Порки Хефера
До 23 февраля
В нью-йоркской галерее современного искусства и дизайна R&Company проходит сольная выставка южноафриканского дизайнера Порки Хефера под названием Heart of Lightness. Центральные объекты экспозиции — сделанные из веток, ротанга и сухой травы «гнезда», которые можно использовать как изолированные от окружающего мира убежища с удобными лежанками и сиденьями. По задумке дизайнера, «гнезда» должны крепиться к потолку веревками. «Я считаю, эти объекты нужно использовать так же, как краб-отшельник использует свой панцирь, — говорит Хефер. — Человек же, забираясь внутрь, получает возможность открыть для себя новый мир, оказаться в другом измерении».
Лондон
Выставка «Модная история принцессы Дианы»
До 28 февраля
Каждый выход принцессы Дианы, публичный или частный, детально «разбирали» на предметы одежды. Учиться одеваться по королевскому протоколу ей приходилось «экстерном», и у нее это вышло более чем отлично — в мгновение ока принцессу полюбили дизайнеры и миллионы людей по всему миру. На специальной выставке, которую Кенсингтонский дворец готовит к 20-летию со дня смерти принцессы, представят выдающуюся коллекцию нарядов Дианы — начиная от гламурных вечерних платьев, в которых она выходила в свет в 80-х, и заканчивая шикарными «рабочими» костюмами любимого дизайнера леди Ди Catherine Walker из 90-х.
Выставка работ корейского художника То Хо Со Passage\s
До 18 марта
В лондонской галерее Victoria Miro проходит выставка работ корейского художника То Хо Со (Do Ho Suh), посвященная разным домам и квартирам, в которых художник успел пожить за свою жизнь — сначала в Южной Корее, потом в Нью-Йорке и Лондоне. Рассматривая судьбу человека как одну большую миграцию, То Хо Со исследует момент перехода, переезда из одного места в другое, на это указывает и название выставки — Passage/s. «Я вижу жизнь как бесконечный проход или галерею, без точного начала и пункта назначения, — говорит художник. — Мы слишком часто зацикливаемся на месте назначения, забывая о важности промежуточных этапов».
Париж
Выставка Studio Job в парижском филиале галереи Carpenters Workshop
До 11 марта
Галерея Carpenters Workshop продолжает праздновать десятилетие, отмечать которое начала осенью прошлого года. Новая выставка парижского филиала галереи рассказывает о творчестве одной из самых известных и неоднозначных дизайн-студий последних двадцати лет — голландцев Studio Job. Основатели студии Йоб Сметс и Нинке Тинангел прославились яркими провокационными работами на грани китча, склонностью к обилию деталей и умением зашифровывать в своих гротескных объектах скрытые смыслы.