6 стрит-арт работ с уральского фестиваля STENOGRAFFIA
Стрит-арт одной из миссий ставит диалог с городом, переосмысление окружающего пространства — и как следствие, преображение серых безликих построек (характерных для спальных районов по всей России) в локации с характером. Фестиваль уличного искусства STENOGRAFFIA проходит в Екатеринбурге с 2010 года, он с самого начала заявил себя площадкой для творческих экспериментов, где художники могут почувствовать себя создателями новых смыслов в рамках городского пространства. Рассказываем о самых интересных работах этого года.
«Гордый фонарь» SPEKTR
Художники вместе с сотрудниками МБУ «Горсвет» выпрямили один из фонарей в стройном ряду недалеко от ККТ «Космос» — «Гордый фонарь» служит символом смелости и стойкости человека. Тема, затронутая в арт-объекте, особенно актуальна для 2020-го года, когда человечество объединяется под грузом проблем: вирус, кризис, локальные и глобальные движения права, поиск дефиниций для важных общественных явлений. Мысль резонирует в том числе самим фестивалем: STENOGRAFFIA держится, несмотря на то, что стало сложнее привозить российских художников, а иностранных – вообще невозможно, и фестиваль этим летом оказался под угрозой срыва. Главная мысль работы написана на табличке, установленной рядом с объектом: «Ровно столько, сколько существует человечество, находятся те, кто бросает вызов своему времени. Говорят своё «Да» против миллионов «Нет». Доказывают, что земля круглая, а все люди на ней равны. И когда человечество столкнулось с общей бедой, они не сгибаются под тяжестью обстоятельств».
«Каллиграфический Трамвай» Вася Bas
Главным посланием, зашифрованным в хитросплетении букв стала фраза: «Жизнь есть движение». Внутри изумрудно-золотого орнамента можно найти добрые позитивные пожелания, которые предлагали волонтеры фестиваля во время работы над арт-объектом. «Я рассудил так: трамвай постоянно собирает разных людей, поэтому какой-то конкретный текст не подойдет», — комментирует художник. Многие слова, использованные в росписи, написаны на кириллице, но встречаются и английские выражения. Например, зоркий глаз найдет жизнеутверждающую фразу «don’t stop». Интересно еще то, что в качестве эскиза Вася использовал небольшую модельку трамвая.
«Гефест» Кирилл Ведерников
Образ мифического персонажа стал аллегорией уральской индустриальной культуры. Художник из г. Вязники, Кирилл Ведерников стал одним из пятерых счастливчиков, кто прошел отбор портфолио, который устраивала команда STENOGRAFFIA и VK TALENTS. Поверхность под рисунком выделяется своей интересной архитектурной формой — тремя выступами-прямоугольниками на фасаде дома. Справа расположен — покровитель кузнечного ремесла Гефест, а слева — заводские трубы, намекающие на рабочий район города. Центральная фигура — портал с элементом огня.
«Проводник» Лера Разводова и Антон Кузькин
Для комфортной работы над объектом, волонтеры фестиваля STENOGRAFFIA несколько дней выравнивали и штукатурили стену. Также была создана насыпная дорожка, которая визуально облагородила пространство, и поставлена скамейка, которая отразилась в фантазийном мире цветов. Таким образом, уличное искусство повлияло на благоустройство территории, ведь взаимодействие с объектом стало по-настоящему удобным, а контекст вокруг работы приятнее. «Работа носит такое название, потому что скамейка играет роль проводника, связывает реальный мир из парка с миром больших цветов и птиц, который изображен на стене», — самый нежный стрит-арт объект был назван «Проводник».
«Натюрморт с чайником и лимоном» Юлия Антонова
Юлия Антонова, талантливая художница и преподавательница в художественной школе, еще ни разу до фестиваля не рисовала на улице. Юлия работает с разными стилями в искусстве: академический, авангард и даже рисует комиксы. Но на фестивале 2020 года она решила перенести классическую живопись в формат улицы, тем самым взломав привычный паттерн восприятия стрит-арта.
«Относительность» Наталья Денисова
Арт-объект «Относительность» от московской художницы Натальи Денисовой преобразил заброшенное здание на Уралмаше. Название работы «Относительность» и человечки на фоне отсылают к известной литографии Эшера, голландского автора. Художник собрал своих человечков в трех разных измерениях, а зрителям кажется будто это одно пространство. В этом кроется та невозможность и относительность. Наталья поясняет: «Мне хотелось, чтобы зритель почувствовал себя на этой лестнице Эшера. Я изобразила человечков, которые не могут быть вместе, потому что для одного это пол, а для другого потолок. Это так досадно, но это часть нашей жизни». Наталья Денисова — новый для уличного искусства автор. Эта работа посвящена поиску самой себя, поэтому в центре композиции помещена фигура художницы.