От граммофона до электрощетки: 7 примеров функционального дизайна с выставки «Дом быта»
В Музее Москвы проходит выставка «Дом быта», организованная совместно с Политехническим музеем. Экспозиция посвящена бытовому комфорту и технологическому прогрессу: как они эволюционировали начиная с середины прошлого века и до сегодняшнего дня. В этой истории повседневности важную роль играет дизайн — вместе с куратором проекта Ириной Карпачевой мы собрали семь объектов, которые окружали нас в разные моменты последних десятилетий и стали ярким отражением своей эпохи.
Бульотка
Бульотки стали появляться в Москве во второй половине XVIII века и предназначались не только для поддержания горячей температуры воды, но и для кипячения. Их брали с собой в военные походы и дальние путешествия, а также на семейные пикники. Бульотки выполняли функции самовара и термоса одновременно — чаще всего в них готовили чай и кофе, а из-за пристрастия к последнему напитку в XIX веке бульотку модернизировали в кофеварку. Кроме того, прибор подходил для варки яиц к завтраку. Мастера украшали бульотки по-разному: изящными ручками и резными крышками с узорчатым орнаментом. Форма изделия ограничивалась только фантазией мастера или заказчика: встречаются круглые и конические бульотки в форме чайника, паровоза, птиц и животных.
Компьютер «Микроша»
В конце 1980-х годов этот компьютер выпускал Лианозовский электромеханический завод. «Микроша» имел 32 килобайта памяти и копию процессора Intel i8080A модели 1974 года — очень скромное «железо» даже по тем временам. Однако оно позволяло писать собственные программы на языке бейсик, а также играть в «Тетрис», «Змейку» и «Арканоид». Все это делало «Микрошу» желанным подарком для любого московского школьника, но доступен он был далеко не всем. Стоил такой компьютер 500–550 рублей (или две-три средних зарплаты родителей).
Стиральные машины
Стирка была одним из самых нелюбимых занятий наших бабушек — белье приходилось долго замачивать, намыливать, отстирывать в тазах, полоскать в горячей и холодной воде. Это желание освободить женские руки от стирки и отжимания тяжелого мокрого белья привело к созданию специального устройства для стирки. Первые стиральные машины начал производить Рижский электромашиностроительный завод в начале 1950-х годов. Машинки «ЭАЯ» и «Рига» имели один бак с активатором и позволяли производить стирку и полоскание. Подогрев и налив воды производился вручную. Перед началом нужно было залить в бак горячую воду — ни подключения к водопроводу, ни нагревателя «Рига» не имела. Стоили первые стиральные машинки дорого, почти 600 рублей (а средняя зарплата в те годы составляла 110 рублей), но тем не менее купить их было тяжело. Первые «стиралки» продавались в Москве только по записи на 3-5 лет вперед.
В 1975 году в СССР появилась первая автоматическая стиральная машина «Волга-10», а массовой автоматической стиральной машиной стала «Вятка-автомат». Потом появились «Волга», «Ока», «Сибирь», «Заря», «Урал», «СМР», «Фея» и «Малютка».
Гладильная машина «Калинка – 1»
«Калинка – 1» стала по-настоящему дизайнерским изобретением и имела мягкий белый валик, который вращался с помощью ножной педали. Однако позволяла она гладить только простыни и пеленки. Массово эта гладильная машина начала производиться в самые тяжелые времена, когда государство не могло полностью обеспечить население продуктами и товарами народного потребления. Для решения этой проблемы повсеместно стала внедряться практика обеспечения работающих граждан дефицитными товарами через специальные распродажи. Как правило, на предприятиях и в организациях этим занимался профсоюзный комитет, а сама инициатива просуществовала до начала 1990-х годов.
Электрощетка-пылесос «Ветерок-2»
Этот девайс состоит из двух полукорпусов: металлического, покрытого серой молотковой эмалью, и черного карболитового. Соединительный шов между полукорпусами закрыт белой декоративной пластмассовой полосой, а карболитовый полукорпус имеет съемную прямоугольную насадку, на которой установлена желтая щетина — основной функциональный инструмент устройства. Первым электрощетку начал изготавливать ленинградский Завод электробытовых приборов, гравировка которого была нанесена на корпус.
Телевизоры
Все пространство гостиной в советское время строилось вокруг телевизора — он становился центром притяжения для семьи и гостей. Желанным приобретением был лампово-проводниковый телевизор «Вечер» — с привычными вакуумными лампами, но с новыми для того времени транзисторами. Он был весьма экономичен — потреблял 120 Вт вместо 180–200, как его ламповые предшественники, и куда меньше грелся. К «Вечеру» можно было подключить приставку двухречевого сопровождения: некоторые передачи снабжались двумя звуковыми дорожками — на русском и на языках народов СССР. «Вечер» мог принимать 12 каналов, а для Советского Союза этого хватало с запасом — обычно их было 3–4 в зависимости от региона.
Граммофон
Американский изобретатель Томас Эдисон в 1877 году продемонстрировал публике фонограф — первое в мире устройство, позволяющее записать звук и воспроизвести запись. А через десять лет немец Эмиль Берлинер модифицировал фонограф Эдисона и представил миру новое устройство — граммофон. Акционерное общество «Граммофон» стало первой фирмой, пришедшей на российский рынок. Именно благодаря ей сохранились голоса эпохи — Федора Шаляпина, Льва Толстого, Ивана Бунина.
Прибор имел основание в виде деревянного ящика светло-коричневого цвета с боковой ручкой, на которой была закреплена часть механизма. В ящике находился механизм и диск для пластинки. Особой дизайнерской идеей XX века считается тюльпанообразная труба в виде цветка, выделанного из жести светло-коричневого цвета.
Увидеть еще больше предметов – свидетелей эпохи можно в Музее Москвы до 31 июля.
Все фотографии предоставлены Музеем Москвы.