7 фактов о российском промдизайне
Свою новую выставку Московский музей дизайна посвятил отечественному промдизайну. О чем рассказывает «МИР! ДРУЖБА! ДИЗАЙН!» в Новой Третьяковке? Ниже 7 фактов, которые пригодятся вам, чтобы понять выставку.
1 Есть расхожее заблуждение: дизайна в СССР не было (говорят они). Само слово «дизайн» действительно не использовали в официальных документах, оно считалось чужеродным, буржуазным. То, что за рубежом называли дизайном, у нас именовалось «техническая эстетика» и «художественное конструирование». Учебные заведения выпускали не дизайнеров, а художников-конструкторов.
2 Товары народного потребления в СССР часто выпускались на военных предприятиях. После Великой Отечественной войны и вплоть до конца советской истории страна оставалась военной державой с мощным оборонным комплексом. А вот гражданское производство всегда хромало, товаров народного потребления остро не хватало. Чтобы сгладить перекос, государство обязывало оборонные заводы выпускать продукцию гражданского назначения. Предприятия перестраивались на мирный лад несколько раз. После войны, потом в 1960-е при Хрущеве, а также в конце 1980-х -- начале 1990-х. Так называемая «конверсия» происходит и сейчас.
3 На базе бомбардировщиков строились первые послевоенные пассажирские самолеты, авиационные турбины использовали в быстроходных судах, военные вагоны-«скотовозки» переделывали в комфортные пассажирские поезда, шпионскую оптику внедряли в новые модели фотоаппаратов. Хуже дела обстояли в 1980-е, когда оборонные заводы делали мебель, зеркала и другие совершенно непрофильные вещи.
4 Сразу после войны многое копировали с западных образцов. На предприятиях существовали ассортиментные лаборатории, где зарубежную продукцию изучали, разбирали на части и старались повторить. Но в начале 1960-х в СССР начинается зарождение отечественной системы дизайна.
В 1962 году было принято постановление «Об улучшении качества продукции машиностроения и товаров культурно-бытового назначения путем внедрения методов художественного конструирования». Тогда же в Москве был основан Всесоюзный научно-исследовательский институт технической эстетики (ВНИИТЭ) во главе с Ю. Б. Соловьевым.
Это была одна из крупнейших проектных дизайнерских институций в мире. Организация с 10 филиалами по всей стране контролировала эстетические и эргономические качества всей выпускаемой в Союзе продукции, а также предлагала свои собственные разработки. Три вуза начали подготовку художников-конструкторов, а на крупнейших предприятиях создавались дизайн-службы.
Многие проекты художников-конструкторов были прогрессивны для своего времени, не раз получали призы на международных выставках. К сожалению, больше трети проектов ВНИИТЭ так и остались на бумаге. Производственные мощности оказались к ним не готовы.
5 Дизайнеры в СССР, а точнее художники-конструкторы, думали о людях. Дизайнеры ВНИИТЭ со своей стороны предлагали порой в высшей степени человеко-ориентированные разработки. Большинство из них, к сожалению, в производство не пошли. Плановая экономика не знала конкуренции, да и производственные возможности были скромны.
Например, один из самых известных проектов института – такси ВНИИТЭ-ПТ 1964 года. В отличие от обычного автомобиля в такси был снижен уровень пола, чтобы удобнее было садиться с коляской. Двери сделали раздвижными, так легче входить с вещами. Задние сидения раскладывались в ровную площадку для перевозки грузов.
Еще один пример – первый снегоход с закрытой кабиной, проект 1979 года. На таком можно было разгоняться сильнее, не страдая от ветра, холода и снега. Важнейшей задачей было снизить уровень шума. Для этого двигатель перенесли в заднюю часть. Заодно снегоходом стало проще управлять, а в кабине осталось больше пространства. Конструкторы все тщательно просчитали и места запланировали ровно столько, чтобы человеку в верхней одежде было удобнее сидеть, но не приходилось тянуться к рулю.
6 Военная промышленность в России сегодня снова переходит на мирные рельсы. Оборонный госзаказ сокращается, военные предприятия должны переориентироваться, использовать свои разработки в мирных целях. Причем сейчас совершенно недопустимо, чтобы военные высокотехнологичные производства выпускали сковородки и мебель, хотя прежде, в 1960-е и в 1990-е годы такое случалось. Сейчас военпром нацеливают на выпуск «умной» продукции. В приоритете электроника, ИТ, автоматизация, системы управления, медтехника, новые материалы, энергетика, городская среда, транспорт. Согласно плану, к 2030 году производство гражданской продукции должно составлять 50% от всего производства оборонных предприятий. Вот такая непростая задача.
7 Оборонным предприятиям непросто вписаться в мирную экономику, но есть примеры удачной современной конверсии: концерн «Калашников» и холдинг «Швабе», входящие в Госкорпорацию «Ростех».
Концерн «Калашников» – потомок завода ИЖМАШ, Ижевского Оружейного завода, главного производителя стрелкового оружия в России был создан еще при Александре I. С 1947 года именно на этом заводе выпускали автомат Калашникова – один из самых известных русских «продуктов».
Сейчас здесь разрабатывают беспилотники, катера, мототехнику. Титульной работой, открывающей выставку, стал электрокар, разработанный концерном «Калашников». Однако если присмотреться, в его дизайне тоже читаются брутальные фамильные черты оружейного бренда.
Успешно справляется с конверсией и холдинг «Швабе» – крупнейший производитель оптико-электронных и лазерных систем для Вооруженных Сил РФ. На «гражданке» «Швабе» – важный игрок в области оснащения для больниц и поликлиник, а также производитель неонатального оборудования, которое экспортируется в 80 стран. Еще одно важное направление работы холдинга – разработка систем «Умный город».
Например, умный светофор ДС10 VIC от «Швабе», который умеет проецировать на воздух лазерный сигнал, предупреждающий водителей о приближении к пешеходному переходу на расстоянии до 200 метров. За счет дополнительных модулей светофор может, например, работать как метеостанция, измеряя параметры окружающей среды, оценивать уровень обледенения дорожного покрытия, быть точкой доступа Wi-Fi и системой видеонаблюдения.
Выставка МИР! ДРУЖБА! ДИЗАЙН! проходит в Западном крыле Новой Третьяковки. Кураторские экскурсии по выставке проводятся каждые выходные. Вход на свободный, по входному билету на экспозицию.
Выставка открыта до 29 марта.
Генеральный спонсор проекта: ПАО «Промсвязьбанк»
При поддержке ГК «Ростех»
Технический спонсор: компания Arlight
Спецпроект: Cyber Star
Партнер музея: компания Voerman