Из пепла: архитектурные памятники, разрушенные и восстановленные после Второй мировой
Война разрушила столько архитектурных сооружений и предметов искусства, что упомянуть все едва ли возможно. Что-то — например, Янтарная комната в Царском селе в Петербурге или Музей римских кораблей вместе с кораблями, построенными Калигулой, близ Рима — было утрачено безвозвратно, что-то — буквально восстановлено из пепла годы спустя.
Один из самых выдающихся примеров последнего — Аббатство Монте-Кассино на вершине крутой горы недалеко от города Кассино, к югу от Рима и по дороге в Неаполь. Один из старейших христианских монастырей Европы был основан в 529 году святым Бенедиктом Нурсийским. Аббатство играло роль крупного средневекового культурного центра, а монахи на протяжении многих лет бережно хранили образцы средневековой литературы и живопись эпохи Возрождения.
Расположенный на вершине горы монастырь играл важную стратегическую роль в битве под Монте-Кассино — серии из четырех кровопролитных сражений, в результате которых союзные войска прорвали линию немецких укреплений, известную как «Линия Густава», и овладели Римом. В феврале 1944 года Монте-Кассино был занят немцами, которые расположились на склонах горы под стенами аббатства (само аббатство, по соглашению с монахами, занято не было). С точки зрения офицеров союзных войск именно оно и его предположительное использование в качестве наблюдательного пункта для немецкой артиллерии являлись главным препятствием в прорыве «линии Густава». Утром 15 февраля они начали бомбардировку, в ходе которой на аббатство было сброшено 1150 тонн бомб, что превратило всю верхушку горы Монте-Кассино в дымящуюся груду обломков. В Ватикане бомбардировку назвали «грубейшей ошибкой» — она позволила немцам занять руины монастыря и удерживать сопротивление до самого мая.
Разрушенный монастырь после войны отстроили, а под его стенами находятся кладбища солдат, отдавших свои жизни в борьбе с фашизмом.
Снимки разбомбленных европейских городов поражают, но особенно — снимки Кёльна. Город, а вместе с ним и все его внушительное культурное наследие, был буквально превращен в руины. Сегодня почти все его соборы и монументы восстановлены, в том числе величественный памятник готической архитектуры Кёльнский собор. Справедливости ради стоит сказать, что собор так и не был разрушен полностью, но 14 точных сброшенных на него бомб серьезно повредили фасад и полностью уничтожили крышу. Причина того, что собор устоял, — в том, что он не был целью союзников сам по себе, и пострадал в основном от близости к железнодорожному вокзалу, на который пришлось большинство бомб. В конце войны перед собором прошло танковое сражение — фасад здания был изрешечен.
Строительство собора началось в 1248 году, но большая часть была построена только к 1473 году. В конце XIX века план собора несколько пересмотрели, добавив ему элементы нео-готической архитектуры, в том числе шпили. Собор был спешно отреставрирован в 1956 году, а в 2007 году ему полностью вернули довоенный образ. Сегодня Кёльнский собор — выдающийся памятник Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Кёнигсбергский кафедральный собор не бомбили – он был ориентиром при налетах. Но когда бомбы упали на крошечный средневековый остров Кнайпхоф и он запылал, огонь перебросился на собор. Бомбардировками командовал Уинстон Черчилль: уничтожить Кёнигсберг, столицау Восточной Пруссии, для него было делом принципа, военно-стратегических целей он не преследовал. Когда Кёнигсбергский собор охватило пламя, жители соседних домов и священнослужители умоляли пожарных о помощи. Те, ссылаясь на важность спасения других объектов, отказали, и кафедральный собор сгорел. В послевоенные годы руины собора подверглись дальнейшему разрушению, только благодаря нахождению у северной стены могилы Канта этот архитектурный памятник избежал сноса. Власти его в лучшем случае «терпели», так как он (как и все довоенные сооружения Калининграда) считался «символом прусского милитаризма и фашизма».
Сегодня недействующий кафедральный собор – один из главных символов Калининграда. Построенный в стиле кирпичной (балтийской) готики он является одним из немногих готических сооружений в России.
Важную роль в ведении боевых действий и разгроме фашистских войск во время Второй мировой войны сыграл Фалез, небольшой нормандский город в Кальвадосе. Главная достопримечательность города – замок, в котором был рожден Вильгельм Завоеватель, а в дальнейшем – резиденция герцогов Нормандии. Выстроенный в готическом стиле он был кропотливо восстановлен после осады 1204 года и стоял непоколебимым на вершине холма вплоть до 1944 года, когда замок, как и весь город подверглись жестоким бомбардировкам. В ходе операции, получившей впоследствии название «Фалезский мешок», объединенными войсками были захвачены столь существенные силы немецкой армии, что союзникам был открыт путь к Парижу, каковой вскоре и был освобожден. Церковь при этом захвате сильно пострадала, и хотя корпус, выложенный из прочного камня, выстоял, колокольня, как красивые витражи были полностью уничтожены.
В течение следующего десятилетия здание было бережно воссанолено, и сегодня церковь Сен-Жерве – один из выдающихся образцов ранней готической архитектуры.
Варшава принадлежит к категории тех городов, которые разрушались сознательно, даже после того, как само сражение было завершено. Исторический центр города в период немецко-фашистской оккупации 1939-1944 гг. был разрушен почти полностью – по окончании войны столицу Польши даже хотели перенести в Краков, полагая, что восстановить Варшаву не удастся.
Первые удары по городу были проведены в 1939 году, но самое худшее событие пришлось на последние месяцы войны. Нацисты попытались полностью разрушить город и укрепления – около 90 % городских строений было превращено в руины, в том числе и Королевский замок, построенный между 1568 и 1572 годами в сказочном стиле барокко. С XVII века здесь проживали польские короли, а сейм принял переломную для польской истории Конституцию 5-го мая (первую в Европе и вторую в мире).
Восстановление Варшавы – комплекс беспрецедентных мероприятий, которые позволили восстановить исторический облик города, сложившийся на протяжении XIII—XX веков. Несмотря на то, что сегодня возраст архитектурного ансамбля Старого города Варшавы исчисляется всего лишь десятилетиями, он в 1980 году был внесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, как уникальный пример достоверного восстановления и реконструкции уничтоженного наследия.