Искусство в интерьере: номер в отеле по проекту Дэмиена Херста
Самый дорогой гостиничный номер в мире стоит $ 100 000 в сутки и занимает 40-й этаж отеля Palms Casino Resort в Лас-Вегасе. Оформлением сьюта занимался культовый британский художник Дэмиен Херст, он назвал проект «Номер сочувствия» и наполнил его собственными произведениями. Общая стоимость работ – $ 10 млн. Такой депозит берут с постояльцев.
На входе гостей приветствуют утопленные в формальдегиде знаменитые акулы Херста, над барной стойкой подвешен скелет марлина. Шкафчики для таблеток наполнены бриллиантами, а стулья расписаны бабочками. Но «Empathy Suite» не просто полон работ Херста – это и есть работа Херста. Постоялец словно проникает в мозг художника, или, как минимум, примеряет на себя его личность. Все сопутствующие художнику такой величины дилеммы – жизнь и смерть, искусство и деньги, излишества и сдержанность, мастерство и везение – здесь представлены так наглядно, как никогда раньше.
Магнаты Фрэнк и Лоренцо Фертитте объявили о планах купить Palms Casino Resort в 2016 году и потратили $ 690 млн. на реконструкцию отеля. Они решили создать такое место, где искусство будет не декоративным элементом или приманкой для туристов, а фактически неотъемлемой частью пространства. На тот момент братья больше десяти лет коллекционировали искусство Херста, и, работая над отелем, обратились к художнику, чтобы купить какие-нибудь его работы. Херст предложил им «The Unknown (Explored, Explained, Exploded)» (1999) – работу из той же серии, что и неопровержимый шедевр художника «The Physical Impossibility of Death in the Mind of Someone Living» (1991). Оргомная акулья туша, поделенная на три части и рассортированная по трем стеклянным контейнерам, стала главным элементом полностью спроектированного Херстом бара Unknown на первом этаже отеля. То, что братья Фертитте взяли работу художника, которая для широкой публики воплощает причуды и пошлости арт-рынка, и разместили ее в баре при казино, по-своему интересно. Где, как не здесь, получаешь все по счастливой случайности, и теряешь это вмиг, неудачно бросив кости.
«The Physical Impossibility of Death in the Mind of Someone Living» задумывалась как провокация, и когда Чарльз Саатчи купил ее за 50 000 фунтов стерлингов, британские таблоиды едко заметили: «50 000 фунтов за рыбу без чипсов». Но 50 000 фунтов стерлингов были ерундой. В 2004 году скульптура была продана королю американскому коллекционеру Стивену Коэну за целое состояние и дала название книге Дона Томпсона о художественном рынке в XIX веке, «Как продать за $ 12 миллионов чучело акулы».
Двухуровневый «Номер сочувствия» был спроектирован совместно с нью-йоркским архитектурным бюро Bentel & Bentel. На площади 836 кв. метров разместились две спальни, три ванные комнаты, массажные кабинеты, а также джакузи на открытом воздухе – из него открывается панорамный вид на Лас-Вегас. Кроме того, в номере есть бар на 13 мест, а всего в сьюте поместится до 52 человек. Обрамляющие джакузи и бегущие по колоннам разноцветные кружки, порхающие по мебели бабочки, высеченные в стене бассейна черепа, аккуратно разложенные таблетки и пилюли – рассматривать детали номера можно бесконечно долго, но максимальный эффект достигается, когда все мотивы художника оказываются собраны вместе.
Оба пространства – и бар, и номер отеля – представляют собой пример уникальной синергии между произведениями искусства и средой, с которой они взаимодействуют. Какими бы ни были замыслы художника, «Номер сочувствия» – это идеальное предложение для города грехов. Современное искусство здесь не выставляют на пьедестал, а превращают в дорогой гостиничный номер для состоятельных туристов, безрассудных в своих тратах, – идеальная клиентура. Интерьер можно назвать ужасным и безвкусным, китчевым и провокационным, но это Херст, и это Вегас.