Искусство – людям: скульптурный проект Artscape Nordlan в Норвегии
Каменная церковь, изогнутый зеркальный экран, выходящая из воды человеческая фигура и другие монументальные скульптуры, в том числе авторства Аниша Капура и Энтони Гормли, – это, с одной стороны, неожиданное, а с другой, абсолютно предсказуемое явление для побережья Северной Норвегии.
Проект Artscape Nordland придумали еще в 1988 году. Идея устроить галерею под открытым небом и поместить арт-объекты в естественную среду северного побережья родилась, когда местные власти озаботились отсутствием в землях Нурланд полноценного музея современного искусства – жителям и гостям провинции Нурланд, чтобы узнать о современном искусстве, приходилось посещать музеи и галереи, расположенные довольно далеко. Городские власти решили изменить ситуацию и пригласили скульпторов из разных стран создать объекты, встроенные в ландшафт и идеально подходящие его настроению. Так, сегодня парк украшают – экспертный журнал National Geographic признал его одним из лучших парков скульптур в мире – 35 скульптур, по скульптуре на каждый из муниципалитетов провинции.
Интересно, что в 1990-е годы про проект много говорили в негативном ключе. Одни утверждали, что ландшафту Нурланда рукотворные скульптуры будут только вредить, другим не нравился факт создания скульптурного парка на государственные деньги, а третьи были уверены, что если регион и хочет с помощью парка привлечь в регион туристов, над скульптурами должны работать исключительно местные художники. Последний аргумент в итоге все-таки приняли во внимание: из 36 задействованных для проекта художников 19 – выходцы из стран Северной Европы, причем семеро из них – норвежцы. Смысл был в том, чтобы, с одной стороны, собрать в парке местное искусство, а с другой, расширить локальный проект до международного уровня.
Каждому художнику предложили самим выбрать подходящее место для их скульптуры – в предварительно оговоренном муниципалитете. Важнейшим требованием было сделать такую скульптуру, которая смогла бы выдерживать тяжелейшие погодные условия региона. Теперь, когда скульптуры, прочно вписались в ландшафт, местные жители так прикипели к ним, что запросто считаю своей собственностью, муниципальные власти тоже довольны – для некоторых муниципалитетов скульптуры стали негласным символом.
Замысловатые объекты Artscape Nordlan это действительно куда больше, чем просто скульптуры. Они появились в парке не единовременно, и сегодня по ним буквально можно изучать историю развития современной скульптуры продолжительностью пять-шесть десятилетий. Как строится диалог природы с культурой; чем живет архитектура, лишенная людей; как меняется ландшафт в зависимости от смены времен года; как время влияет на рукотворные объекты; где место человека в мире природы – вопросов много, и они глобальны. Скульптуры не дают на них ответ, но предлагают посетителям парка подумать над этим в безмолвной тишине северной природы.
Среди всех скульптур Artscape Nordlan увидеть стоит как минимум четыре. Серый гранит с идеально ровными круглыми отверстиями – композиция британского скульптора Тони Крэгга в Бодё – это история о том, как море встречается с землей, стихия – с человеком, а природа – с культурой. Местом встречи назначен причал, где художник и разместил свой объект. Он говорит о разных точках зрения на этот процесс и о том, как может меняться картина мира в зависимости от того, куда смотреть. Стеклянная скульптура американского скульптора, фотографа и писателя Дэна Грэма в Вогане при беглом взгляде кажется не материальной формой, а неким эфемерным присутствием в пейзаже. Грэм не смог отказать себе и обратился к теме запечатлевания момента. Скульптура может быть архитектурной формой и арт-объектом, но в первую очередь это событие, зафиксированный момент.
Для швейцарского скульптора-концептуалиста Маркуса Ретца искусство – это видение. Его скульптура рассказывает о том, как мы смотрим на окружающие нас объекты, и что видим, когда ни на что не смотрим. С одной стороны это классический портрет, но стоит обойти скульптуру вокруг и перед вами уже голова, перевернутая «вверх ногами». Скульптура итальянца Лучано Фабро это памятник перелетным птицам, которые отправляются гнездиться на далекие острова. но яйцо это не только про птиц, оно – символ начала, символ новой жизни. Чтобы увидеть эту скульптуру, придется взять лодку и отправиться на остров в окрестностях деревеньки Рёст.
Чтобы увидеть все скульптуры парки, придется совершить продолжительное путешествие вдоль побережья Северной Норвегии, но кажется, лучше не следовать в это время карте – пусть каждый новый объект будет личным открытием.