Bibo: ресторан с собранием произведений современного искусства
Французский ресторан и лаунж-бар Bibo в Гонконге привлекает гурманов высокой французской кухней в достойном музея современного искусства окружении.
Единственный ресторан Гонконга, который входит в престижную сеть Relais & Chateaux, находится в тихой части города, заполненной антикварными салонами и художественными галереями. Вход в него украшает огромная деревянная скульптура Companion нью-йоркского художника Kaws (ее близнец стоит в зале ресторана). Два пролета вниз по лестнице, расписанной граффити, приводят к барной стойке. Сложенная из стопки мраморных пластин, она напоминала бы о заброшенных стройках и промышленных объектах, если бы не впечатляющая коллекция современного искусства. Работы Дэмиэна Херста, Бэнкси, Баския, Кита Харинга, Джефа Кунса, Дэниэла Аршэма, Айа Такано, Такаши Мураками и других художников здесь буквально на каждом шагу и даже под ногами, так что тут сложно не впечатлиться.
В ресторан-музей превратили двухуровневое пространство постройки 1930-х годов. По легенде, прежде в нем находилась Главная французская трамвайная компания (трамвай – одно из важнейших транспортных средств Гонконга), а потом здесь устроили сквот бродячие художники. Выдумку с трамвайной компанией поддерживает типографика меню и визитных карточек ресторана, которые напоминают отрывные трамвайные билеты. А еще – сложная система освещения и напоминающие вентиляцию депо медные трубы под потолком. Эта паутина медных линий отсылает к перекрестьям трамвайных путей, а сами лампы – к сигнальным огням. Медь используется не только в освещении, но и в отделке; материал выглядит и пышно, и современно.
Принципы организации интерьера напоминают о расцвете французского ар-деко, гармонизировавшего форму и функцию (дизайн-бюро Substance). Скругленные арки потолка, медные трубы, латунные подстолья столов с мраморными столешницами, паркет из французского дуба (он в ресторане уложен елочкой, в анжуйском и версальском стиле, каждому из дизайнов больше ста лет) – во всем этом есть дыхание большого стиля. Его эстетика оказалась достаточно сильной, чтобы выдержать палитру экстремально эклектичных произведений современного искусства.
Процесс создания граффити для Bibo
Некоторые из них были созданы специально для Bibo. Для этого в ресторан пригласили художников со всего мира и отдали им в распоряжение стены, потолки, ниши и лестницы. Их фрески и граффити стали органической частью интерьера еще до того, как был окончен дизайн-проект. Для большей части уличных художников участие в оформлении Bibo стало единственным опытом работы в закрытом пространстве, где их работы сохраняются, а не уничтожаются коммунальными службами.
Буфером между основным залом и баром служит условная библиотека с камином и удобными диванами и креслами, чьи книжные шкафы превращены в арт-объекты. С самыми свежими изданиями о современном искусстве (или с коктейлем) в руках отсюда удобно наблюдать, за какой столик несут жареного бресского голубя с черным трюфелем или утиную фуагра с припущенным эндивием и ореховым винегретом. Посмотреть – и пересесть в кресло Casamania за один из столиков, чья сервировка тоже предмет искусства. Серебряные приборы и ведра для льда Puiforcat, ножи для стейков Gabriele Pezzini, посуда Bernardaud (включая выпущенные к 150-летию лиможской мануфактуры сервизы художницы-концептуалистки Софи Калле и дуэта Прюн Норри и ДжейАр), бокалы Riedel – все это дополняет и уточняет художественную полноту дизайна ресторана.