Дизайн секс-шопов: если бы стены могли говорить
Сколько бы мы ни говорили о свободе взглядов и раскованности общества, вопрос «А был ли ты в секс-шопе?» по-прежнему вызывает смущение и нервный смех. Рассказываем о том, как дизайнеры ломают стереотипы: уходят от традиционного оформления магазинов эротических товаров и делают эти пространства современными, легкими и открытыми, чтобы мы все перестали табуировать тему секса.
Каждая страна воспринимает и транслирует тему эротического, исходя из своего культурного кода, но так или иначе, эротика отражается во всем (в одежде, литературе, кино, медиа, живописи, архитектуре и дизайне), и какую культуру ни возьми – тема сексуального удовольствия в то или иное время была табуированной.
Периодом сексуальной революции в Европе принято считать 1960-70-е годы, когда первое после Второй мировой войны поколение выросло и не увидело необходимости в прежней морали. Официальная и социальная цензура потеряла свой статус сначала в живописи, а потом и в кино: вышли откровенные фильмы Роже Вадима и Федерико Феллини, ознаменовавшие новое сознание. В это же время в Германии открылся первый секс-шоп «Спецмагазин Гигиены Брака», который возглавила бывшая летчица Беате Узе.
Изначально это была небольшая лавка без витрины с пластиковыми стеллажами для товаров, преимущественно контрацептивов и эротической литературы. Этот знаковый момент, можно сказать, был квинтэссенцией освобождения от табуированности темы секса и уже через 10 лет интим-магазины стали повсеместным явлением. Сегодня сеть магазинов Узе – это небольшие помещения, оформленные в красно-белой гамме стиля хай-тек, которые, увы, трудно назвать достойными конкурентами в индустрии.
Новая современная раскрепощенная Европа выступает за свободу желаний и эта философия, разумеется, находит отражение в концепциях дизайна подобных пространств. Стереотипное представление об оформлении магазина эротических товаров – ар-деко, нуар, черные и красные цвета, картины в громоздких рамах с изображением обнаженных тел, приглушенный свет в помещении – если еще и актуально, то в основном как попытка обратиться к истории эротики через визуальный код. Так, в Лондоне один из секс-шопов оформлен в эстетике викторианских борделей с акцентом на музейную составляющую магазина.
В большинстве же своем дизайнеры предпочитают отойти от привычных ассоциаций и удивить посетителя. На смену винтажу и полутонам в интерьер секс-шопов приходит футуризм, демонстрируя современность, легкость и открытость темы: один из самых известных интим-магазинов немецкого бренда «Fun Factory» прославился именно таким дизайном.
Разработал концепцию американец Карим Рашид. Дизайнер руководствовался подходом «роскошь свободы, а не роскошь материального», ставя на первое место не стиль, а удобство и простоту: чистые цвета, глянцевые поверхности, практичные формы, мягкие очертания. В своем манифесте Рашид заявляет, что изменить мир в лучшую сторону возможно лишь при условии, что люди откажутся от ностальгии по прошлому – в любом проявлении. Это мировоззрение явно отразилось в дизайне магазина «Fun Factory», где нет и намека на запрет и пуританское осуждение темы: интерьер ничего не затемняет, а напротив, выдержан в воздушных белых, розовых и салатовых цветах. Серебристые и золотые детали привносят в атмосферу повседневности элемент роскоши.
Подобное же решение секс-шопа было осуществлено интерьер-студией «Egue and Seta» в Барселоне.
Теплые краски и яркое освещение создают ощущение комфорта и раскованности, транслируя покупателю установку: в вопросах секса теперь нет никакого мрака.
Пространство скорее напоминает уровень компьютерной детской игры, нежели магазин для взрослых. Вход в секс-шоп с улицы начинается темным коридором, символизирующим, вероятно, момент инициации, и ведет к широкой освещенной витрине со стеклянными дверьми, через которую можно увидеть все, что происходит внутри. По словам дизайнеров, конечной целью проекта было устранение «ореола запрета», связанного с темой эротики.
Совсем другая ситуация в азиатских странах. Континентальная Азия по-прежнему во многом остается консервативной, прежде всего, в силу религиозных ограничений. В исламских странах первый секс-шоп был открыт только в 2010 году и то онлайн. Даже Китай, издревле известный своими эзотерическим и практическим подходами к искусству любви, хоть и не осуждает тему, но и не особо акцентирует на ней внимание: популярны преимущественно интернет-магазины, а салоны с неоновыми вывесками и витринами, полными различного рода устройств, чаще встречаются в туристических зонах. Сексуальная культура Японии изначально шла вразрез с культурой континентальной Азии, так как и синтоизм, и конфунцианство не осуждали секс, а, напротив, видели путь обретения гармонии жизни в плотском соединении инь и ян. Одно из самых известных мест, посвященных плотским удовольствиям и наводненных секс-шопами и узкотематическими заведениями – квартал красных фонарей Кабуки-Тё в Токио, но не сложно встретить магазин интимных товаров и в обычном семейном торговом центре.
Крупные интим-магазины чаще всего оформляются в американской традиции супермаркетов – это подчеркивает будничность подобной покупки.
Данил Рогозинников практикующий психолог
Оформление секс-шопа во многом зависит от культуры и уровня развития страны. Если секс воспринимается социумом исключительно как реализация инстинкта, а не путь получения удовольствия, секс-шопы останутся лишь музейным пространством, куда можно прийти поглазеть и посмеяться над распущенностью тех, кто это все мог бы купить. А почему секс может не восприниматься культурой как катализатор удовольствия и гармонии в паре? Прежде всего, из-за низкого уровня жизни: на первом месте стоят базовые физиологические потребности, где секс необходим только для размножения. Никаких дополнительных оттенков данная установка не подразумевает, следовательно, и необходимости в расширении палитры чувств нет – это выглядит неуместным. Напротив, в Америке и Японии уже давно есть тематические супермаркеты, что говорит о готовности общества к спокойному восприятию секса без лишних подсмыслов. Они готовы к тому, чтобы на их улице наравне с продуктовыми и книжными был магазин интимных товаров, и это не вызывает никакого шока, купить что-либо для своего удовольствия или удовольствия партнера — нормально. В нашем, более закомплексованном обществе, по-прежнему существует проблема принятия данной темы, как и принятия себя в ней. И дизайн обязан эту проблему решать. Человек не должен бояться заходить в секс-шопы, не должен бояться быть непонятым или осмеянным. А какой уж это будет концепт – атмосфера обычного магазина ли, дорогого ли бутика – неважно, главное, чтобы дизайн решал задачи.
В России сексуальная революция прошла гораздо раньше европейской – в начале XX века, когда манифестом свободы стала «теория стакана воды», заключавшаяся в отрицании любви и сведении отношений к реализации полового влечения: заняться сексом, как выпить стакан воды. Практически 10 лет «бунт чувственности» (термин В.В.Ленина) был частью государственной политики, предполагавшей раскрепощение сексуальной энергии во благо строительства социализма. Однако с приходом индустриализации и сталинского режима распущенность нравов стала официально порицаться: силы необходимо было тратить не на развлечения, а на коммунизм. Установка на неправильность и запретность темы до сих пор преследует российское общество, несмотря на влияние свободного Запада.
Елена Арье психоаналитик, аналитический психолог, кандидат IAAP-ROAP
Прежде всего, следует заметить, что в России нет языка, на котором можно было говорить о сексе: пласт «секс-лексики» у нас либо медицинский, либо обсценный. В силу существования социальных запретов на непосредственное проявление сексуальности, а также отсутствия системы «разрешенной» языковой кодификации для всего, что связано с сексом: желания, существующие в этой области, подавляются и вытесняются.
Тем не менее, в разных культурах определенные пространства для секса в каком-то смысле существовали всегда: просто сейчас секс-шопы претендуют на ту нишу, которую раньше в истории занимали институты гетер (в древней Греции), ойран (в Японии), и т.д. В силу этого, по закону компенсации, наши современники также начинают искать пространства, в которых они могли бы озвучить сексуальные желания, найти язык, на котором они могли бы говорить о сексе. Как правило, среднестатистический посетитель заходит в секс-шоп с некоторой опаской, поскольку на бессознательном уровне боится наказания за вторжение в область запретного.
Именно поэтому в секс-шопе очень важно создание атмосферы доверия и безопасности. Следует помнить, что потребитель ищет не столько конкретный товар как таковой, сколько возможность попасть в определенную среду, в которой можно было бы легально исследовать собственные представления о сфере эротического.
И все же, сегодня в России видна тенденция роста внимания дизайнеров к оформлению пространства секс-шопов. Так, по следам голландского магазина «Condomerie» в Москве была реализована «Презервативная» в уютных теплых тонах с авторскими граффити на стенах.
Еще одним тематическим секс-шопом с продуманным дизайнерским решением можно назвать магазин сети «Розовый кролик».
Максимилиан Лапин основатель сети магазинов укрепления семьи «Розовый кролик»
Наша дизайн-концепция направлена на создание атмосферы комфорта. Главное для нас, чтобы покупатель мог прийти, расслабиться, выдохнуть и подумать о себе и своем удовольствии. Существует стереотипное представление о дизайне интимных магазинов, будто это какие-то подвальные помещения в красной и черной гаммах. Тут как со стоматологиями: все они стерильно белые, хотя очевидно, что белый цвет еще с детства вызывает в нас страх всего, что связано с медициной. Ну, почему бы не изменить концепцию и удивить клиента с самого порога – совсем другое будет отношение и впечатление от посещения места! То же и в нашей теме. В интерьере мы остановились на неоклассике, совместившей в себе и винтаж, и современные мотивы. Картины в красивых рамах добавляют эротики, но не становятся акцентом интерьера, а символизируют некий музейный стиль. Прежде всего, подобным дизайном мы подчеркиваем, что это не столько секс-шоп в привычном понимании, сколько мультибрендовый магазин укрепления семьи. Тут не место пошлости.
В целом, нельзя не заметить, что и российские, и зарубежные фирмы интимных товаров все реже открывают свои пространства, предпочитая офлайновым магазинам сайт в интернете. На поверхности остаются разве что дизайнерские бутики, посещение которых приносит эстетическое удовольствие, и роботизированные точки выдачи, не требующие какого-либо особенного оформления. Вся история секса от раскрепощенного ар-деко с его возможностями фактур до аскетичной симметрии хай-тека вскоре уместится на нескольких страницах кода. Поколение Y по привычке уводит все необходимое в свою web-зону комфорта, освещенную тусклым светом монитора и очерченную комнатой, выходить из которой - ошибка.