Секс и здания: что такое эротическая архитектура
Секс и эротика – неотъемлемая часть человеческого бытия. Эти сферы испокон века находили отражение во всех искусствах: есть эротические кино и театр, живопись и скульптура, литература и даже музыка – взять хотя бы песню Сержа Генсбура «Je t'aime... moi non plus» со вздохами и стонами Джейн Биркин. Но что такое эротическая архитектура?
Несколько лет назад профессор современных визуальных культур Эдинбургского университета, историк архитектуры Ричард Уильямс взялся за исследование проблем эротики в архитектуре и написал книгу «Секс и здания. Современная архитектура и сексуальная революция». Он уверен, наша сексуальная жизнь во многом определяется зданиями, в которых мы живем, и теми помещениями, в которых мы получаем свой сексуальный опыт. Вместе с тем, за вычетом пары-тройки зданий с ярко выраженной фаллической формой архитектура по большей части игнорирует секс. На протяжении всей своей истории архитектура занималась скорее тем, что контролировала и подавляла сексуальность. Не удивительно, что архитекторов, которые заняли более откровенную либеральную позицию и попытались каким-либо образом внести элементы секса в свои строения, достаточно немного.
Сексуальными можно назвать волнующие гибкие формы архитектурных сооружений Захи Хадид, но, по большому счету, у каждого из нас есть свои представления о том, что представляет собой эротически заряженная архитектура. В свою очередь, основатель телесно-ориентированной психотерапии Вильгельм Райх решил вывести формулу здания, максимально заряженного сексуальной энергией. В 1939 году он придумал концепцию оргонного излучения. Оргон – термин Райха, он означает присутствующую повсюду космическую энергию жизни и был образован от слова «оргазм» – именно во время оргазма, уверял Райх, эта энергия проявляется наиболее явственно. Он придумал так называемый аккумулятор оргона – небольшое строение из дерева и металла, находясь внутри которого человек аккумулирует на своем теле максимальный заряд оргона, – и даже спроектировал целый жилой комплекс в Калифорнии. Сегодня там находится музей Райха, «Оргонон».
Музей Вильгельма Райха в Калифорнии
«Музей Райха мне очень понравился, – говорит Ричард Уильямс, – но никакого сексуального заряда я там не ощутил, скорее наоборот». Тем не менее, теории Райта оказали большое влияние на целое поколение его последователей. Так, идеи аккумулятора оргона использовал для строительства своих зданий американский архитектор австрийского происхождения Рихард Нойтра. Он, в частности, применял специальные материалы, которые должны были повысить степень сексуальной заряженности находившегося в здании человека. Но, самое главное, он точно следовал нуждам своих клиентов, не пытаясь навязать заказчику свое художественное видение резиденции. Приступая к проектированию, Нойтра первым делом выявлял глубинные, в том числе сексуальные, потребности своего клиента и только после этого добавлял зданию какие-то элементы искусства, сопоставлял его с окружающим пейзажем.
Архитектура Рихарда Нойтры
Дома Нойтры были построены на сочетании четких геометрических пропорций с легкостью и воздушностью, и это вполне соответствовало требованиям жителей западного побережья. Вместе с тем, эти пространства отличало наличие многих мест, предназначенных для демонстрации своего тела, выражения своей сексуальности.
Бассейны, террасы для загара играли в структуре дома огромную роль.
Этого же подхода придерживался архитектор Джон Лотнер. Он много работал Калифорнии в 1960-70-е годы и оставил после себя необычайно роскошные, экстравагантные дома, источающие эротизм. В нем тоже текла австрийская кровь, что, впрочем, не мешало архитектору довольно резко отзываться о работах Рихарда Нойтры, который с точки зрения Лотнера «всю жизнь повторял одно и то же решение», вместо того чтобы придумывать новое. Один из главных компонентов творчества Лотнера – унаследованный от отца интерес к философии Канта, Бергсона и Сантаяны, а отсюда – понимание жилого пространства как выражения индивидуальности. Одна из отличительных особенностей проектов архитектора – полукруглая терраса. Часто используемое Лотнером сложное переплетение криволинейных поверхностей создает гармонию и воплощает в себе ритм музыкального произведения.
Архитектура Джона Лотнера
Интересно, что немаловажную роль в развитии модернистской архитектуры конца 1950-60-х годов – возможно, самой эротической из всех – сыграл журнал «Playboy» и его основатель Хью Хефнер. Действительно, в 1950-х «Playboy» был, пожалуй, самым либеральным журналом и помимо введения в лексикон общественности слова «плеймэйт» занимался проблемами самых разных областей культуры, в том числе архитектуры. В 1954 году журнал посвятил целую колонку великому Фрэнку Ллойду Райту и его архитектурным подвигам, в 1961 году собрал вместе шесть мировых дизайнеров мебели – Джорджа Нельсона, Эдварда Вормли, Ээро Сааринена, Гарри Бертойя, Чарльза Имза и Йенса Ризома, – чтобы сделать общую фотографию, а в 1962 году опубликовал смелый проект стильного таунхауса для холостяка. Круглая кровать, внутренний бассейн и роскошная гостиная – именно так редакторы «Playboy» видели эротический интерьер. Подход к архитектуре у издания был куда более раскованным, чем у кого бы то ни было, и на первый план всегда выходила концепция телесного удовольствия и сексуального раскрепощения. «Сексуальная и архитектурная революции неотделимы друг от друга», – восклицали издатели, и, кажется, эти слова не лишены смысла.
Архитектура в журнале «Playboy»
Фото на обложке: Kaufmann Desert House в Палм-Спрингс, Калифорния, проект Рихарда Нойтры.