По спирали: культурный центр в виде катушки в Китае
Использовать контекст – одно из важных правил архитектуры, но делать это можно по-разному. Архитекторы шанхайской ATAH Studio, например, построили в главном текстильном центре Китая выставочное пространство, отсылающее к традициям ткачества – оно напоминает катушку ниток.
Кэцяо – один из районов городского округа Шаосин. Городок известен в основном шаосинским вином, шаосинской оперой (она вторая по популярности после пекинской, а поют здесь на местном диалекте), булыжными мостовыми и курсирующими по каналам лодками. Но, что еще важнее, Кэцяо – это крупнейший в мире центр по производству и дистрибуции текстиля. Все благодаря стратегическому расположению городка, к югу от дельты реки Янцзы. До 2010 года здесь существовало 115 предприятий по окрашиванию и печати на тканях, теперь их объединили в 57.
Последний важный архитектурный проект, реализованный в Кэцяо, – коммерческий China Textile Centre (CTC). Архитекторы шанхайского бюро ATAH Studio Гуан Сюй и Лилас Ван сделали главное здание центра – арт-пространство Heli-stage – похожим то ли на катушку ниток, то ли на вращающееся колесо, которое используют в ткачестве – буквальная ссылка на направленность района. China Textile Centre объединяет в себе торговые центры, офисы и частные апартаменты, а трехэтажный Heli-stage работает как выставочная и обзорная площадка – цилиндр дома поперек «распорот» открытой спиралевидной лестницей, которая тянется по всему периметру. В самом центре оказывается «сердечник», который проходит через центр здания.
«Спиральная форма – это важная особенность архитектуры здания, – говорят архитекторы. – Она размывает границу между этажами и объединяет интерьер с экстерьером в единое непрерывное пространство». Закрученная в спираль лестница идет от самой земли, объединяя этажи друг с другом. По задумке бюро, она совмещает в себе функции собственно лестницы и площадки для представлений и выступлений, наблюдать за которыми можно с улицы. Все три этажа здания также занимают выставочные площади.
Основная структура здания строится вокруг стального сердечника (оно словно наматывается на него, как нитки на катушку) – там находятся центральный воздуховод и шахта лифта. В разные стороны от сердечника расходятся горизонтальные металлические структуры, которые удерживают свод. Внешняя оболочка здания – бесшовное полотно, «сотканное» из изогнутых по форме цилиндра треугольных панелей с двойным остеклением. Архитекторы предусмотрели и возможность проекции – здание легко превращается в анимированный маяк, на поверхности которого отображаются графические изображения и видеоролики.
По задумке архитекторов, при въезде на территорию, посетители China Textile Centre оказываются вовлеченными в движение спирали, по котором новое здание то «закручивается», то «раскручивается» – в зависимости от угла зрения. Это движение захватывает с первых секунд.
Любопытно, что это можно считать и прямой отсылкой к названию бюро: на языке индейцев навахо «A-Tah» означает «вовлечение». «Мы фокусируемся на том, как массовое производство, новые технологии и глобализация отражаются на дизайне, и считаем, что исследование контекста – важный инструмент, который помогает найти лучшее решение для проектирования», – говорят о своей работе Гуан Сюй и Лилас Ван. Их Studio ATAH была основана в 2013 году, и CTC стал первым проектом студии. Оба архитектора на тот момент успели поработать не только в родном Шанхае, но и в Лос-Анджелесе. Они занимались проектом не только Heli-stage, но и всего China Textile Centre, выстроенного вокруг здания-катушки.
Общая площадь пространства – 170 тыс. кв. м.
Фото: Shiromio.