Новое пространство «Ателье» в «ГЭС-2»: волшебный лес и дедушкин гараж
В феврале в Доме культуры «ГЭС-2» открылось новое творческое пространство «Ателье». Над проектом работали педагог и соосновательница архитектурного бюро UTRO Ольга Рокаль и художник Светлана Шуваева, а куратором выступила Екатерина Порутчик. Мы узнали у авторов, как в одном помещении совместить игровую зону и ремесленную среду, создав захватывающий опыт для детей.
В самом начале проекта перед авторами стояла задача продумать пространство, разделенное на две части, которое бы напоминало уютный дедушкин гараж с интересными артефактами. Художница Светлана Шуваева придумывала концепцию всей игровой зоны, а Ольга Рокаль проектировала пространство по эскизам Светланы и добавляла в них нужные игровые сценарии для детей. Одна из зон нового пространства вдохновлена принципами реджио-педагогики — это позволило создать настоящую ремесленную среду.
План пространства
Лес
Зону Леса видно издалека из-за большого поваленного дерева. Основа концепции этой площадки — волшебный лес из детских сказок. Он должен был стать не декоративным пространством, а настоящим другим царством, в котором герой проходит через разные испытания и меняется в процессе. Например, в Лесу расположился зеркальный водопад, секретные пещеры и бревна как для подростков, так и для малышей. Все локации находятся как будто в подтаявшем снегу — это демонстрирует отсутствие времени и сезона для посетителей. Авторы хотели показать, что в Лесу как будто не существует единого времени года; он находится вне времени.
Игровая площадка в зоне Леса
Для меня лес — это универсальное пространство и одновременно архетипичный образ, в котором есть множество смыслов. Этот образ идеально подходит под эту площадку.Светлана Шуваевахудожница проекта
По словам Ольги Рокаль, задача любого детского пространства — развивать ребенка в процессе игры. И чем понятнее элементы площадки, тем меньше воображения он использует. Например, когда ребенок изо дня в день играет во дворе на горках-машинках, он всегда путешествует на машине, и ему сложно в своем воображении придумать другой сценарий. Поэтому современные игровые пространства должны состоять из образов, но не предлагать готовых и понятных сценариев времяпрепровождения, чтобы дети могли строить свои миры на основе образов, но не воспринимать их как инструкции.
Когда дети попадают в Лес, они могут сами создавать игровые сценарии, лазить по деревьям, заглядывать в дупла или прятаться в пещерах. Любой объект может быть чем угодно. Все деревья на площадке очень текстурные, из главного растут мхи и грибы — загадочные геометрические детали, а на двух деревьях рядом есть лишайники, чтобы дети могли по ним залезать наверх.
Снег сделан в форме настоящих сугробов из специального вспененного материала Soft Flex. Его изготовление заняло более 2,5 месяцев из-за сложности технологии и придания натурального эффекта.
Мастерская
В соседнем от Леса зале расположилась Мастерская. Она вдохновлена принципами реджио-педагогики, согласно которым все посетители наделены творческим потенциалом. Они могут найти любой интересный для них вид деятельности и что-то смастерить. В мастерской есть четыре стола — для работы с бумагой, тканями, деревом и глиной. Около каждой зоны расположены инструкции для разработки каких-то конкретных предметов и поделок, понятные любому человеку без опыта. В Мастерской любой человек может пользоваться всеми материалами и инструментами, можно прийти со своей идеей и создать, например, деревянный стол или вылепить кружку для дома.
Зона Мастерской
Ничто так не объединяет детей и родителей, как совместное творчество.Екатерина Порутчиккураторка пространства
В каждой зоне работает мастер — эксперт по обработке материалов, который может помочь с освоением сложного оборудования. Например, показать, как работает электролобзик, офортный станок, швейная машинка или гончарный круг.
Команда очень тщательно разрабатывала сценарии использования всех материалов и предметов в мастерской, чтобы людям, которые пришли что-то попробовать, было легко и понятно. Мебель и оборудование должны были стать адаптивными под задачи мастера, чтобы рабочее пространство трансформировалось как угодно. Поэтому каждый предмет мебели разрабатывался индивидуально по чертежам Ольги Рокаль, а производился в Словении.
Около каждого стола появился свой стеллаж на колесах, в котором выставлены материалы первой необходимости и инструкции по изготовлению какого-то артефакта, каждый день нового. А мастера, которые работают в пространстве постоянно, могут привносить что-то свое. Например, около зоны работы по дереву уже после открытия пространства мастера добавили в стеллаж специальный отдел для хранения инструментов, который они разработали сами.
В результате все пространство получилось удобным и универсальным. Оно создает синтез ремесел, доступных любому желающему.
В Мастерскую могут приходить родители с детьми, взрослые без детей, и, наоборот, только дети. Это классное место с ремесленной средой для любого возраста. И, что важно, домой всегда можно забрать какой-то артефакт, сделанный своими руками, который будет напоминать об «Ателье».
Сейчас в Мастерской регулярно проводятся мастер-классы для детей и взрослых — записаться на занятие можно на сайте Дома культуры «ГЭС-2».
Все фотографии предоставлены авторами проекта.