Церковь нового типа: пресвитерианская часовня в Лондоне
Работа в стесненных условиях – на сжатой площади, с большим вниманием к историческому контексту и с учетом строгих правил местного строительного законодательства – неотъемлемая часть жизни каждого лондонского архитектора. Построить здание в британской столице – уже само по себе подвиг, но это не останавливает выдающихся мастеров от создания объектов неожиданных, расширяющих границы возможного. Один из таких примеров – часовня лондонской пресвитерианской церкви, проект архитекторов Piercy & Co.
Архитекторы из Кэмден-Таун Piercy & Co сумели гармонично объединить в своем проекте старое и новое, и церковная часовня в Дрейтон-Грин в Западном Лондоне получила совершенно новый образ, который, впрочем, органично вписывается в окружающий ландшафт. Важно было одинаково внимательно подойти как к историческому наследию здания, так и к проектированию современного дизайна новых помещений. Ставку сделали на «гибкие» пространства и большие, полные воздуха, объемы. Изначально церковь не планировала сдавать свои помещения ради дополнительного дохода, но архитекторам все-таки нужно было учесть возможность собираться в стенах часовни местному сообществу.
Значительно расширив пространство, как буквально, так и с точки зрения визуального воздействия, архитекторы создали «теплый» и светлый интерьер, где могут спокойно разместиться 250 человек. Потолок, сконструированный в виде геометрических объемов и напоминающий сложенные из бумаги фигурки оригами, отсылает к образу скатных крыш соседних домов. С другой стороны, благодаря своей абстрактной форме – четким углам и складкам, – он выглядит необычайно современно.
«Высокие сводчатые потолки, характерные для традиционной церковной архитектуры, послужили главным ориентиром в разработке формы часовни», – объясняют архитекторы. Динамическая геометрия крыши была сформирована с помощью стальной конструкции и поперечного ламинированного бруса, в готовых панелях (для большей скорости в строительстве). Помимо прочего, складки имеют символическое значение. «По мере того, как крыша поднимается к передней части объекта, пик складок в отведенном шпиле обозначает церковную функцию здания», – говорит руководитель проекта Стюарт Пирси.
Работа над проектом церкви стала для архитекторов особенным опытом. Как выразить духовную природу этого объекта не только внутри, но и снаружи? Как обозначить роль церкви не только как мистической практики, но и как социального института? Как правило, работая над коммерческими проектами, этими вопросами не задаешься. В этот раз задача архитекторов состояла еще и в том, чтобы, используя ограниченные ресурсы, с помощью сложных форм ответить на каждый из них.
Высокое внимание к деталям, выразительный дизайн и правильный выбор материалов – отличительные черты архитектурного бюро Piercy & Co, а этот проект стал их первым общественным зданием, пополнив портфолио с частной архитектурой и офисами. Не удивительно, что проект часовни занимает особое место в сердце Пирси. «У нас очень мало возможностей для проектирования новых церквей, и это очень печально. Церкви – очень интересная типология, с которой нужно работать», – считает архитектор.
Фото: Симона Босси и Том Ли.