Дизайн как способ сближения: ресторан в стиле 1960-х в Рейкьявике
Дизайн в Исландии – это воплощение североевропейских традиций, трансформированных под влиянием уникальных исландских пейзажей. К природе в стране огня и льда вообще относятся очень трепетно, что, впрочем, не исключает заботы и об архитектуре тоже. Так, думая над концепцией нового городского ресторана, дизайнеры Haf Studio взяли за основу историю самого здания, в котором должно было разместиться новое «место силы». Дом был построен в 1960-х годах – от этого и решили оттолкнуться.
Начали с пола – его выложили смелой плиткой с ярким геометричным узором. Монохромные ромбы мгновенно создают нужный образ, отражаются в лакированных спинках черных стульев и множатся в зеркалах. Сами зеркала – длинные прямоугольники с закругленными краями – заменяют в интерьере картины и прочий настенный декор: ломаные отражения легко справляются с ролью абстрактной живописи. Под зеркалами – мягкие диваны, обтянутые светло-коричневой кожей. Всю мебель и свет, к слову, дизайнеры проектировали сами и воплощали идеи на местном производстве. Чтобы не превращать интерьер в «новодел», ему добавили актуальности. Так, потолочные светильники были разработаны в полном соответствии с современными дизайнерскими трендами – они имеют круглую форму и сделаны из блестящей латуни. Латунь дублируется в окантовке стен (до середины – цвета сочной исландской зелени, а выше – белых) и отделке барной стойки. Этот металл хорош тем, что мгновенно создает атмосферу тепла и иллюзию солнца, что в условиях исландской реальности тем более актуально.
Над баром – черные металлические полки, так полюбившиеся не одному дизайнеру интерьеров ресторанов. Даже в Москве они встречаются регулярно, стоит ли говорить о Европе. Черные трубки в основании полок дублируются в структуре барных табуретов и стульев. Гармоничный образ завершают выкрашенные в грифельно-черный цвет проемы огромных окон (выходят на Национальный театр Исландии) и черные же столовые приборы – дело рук местного дизайнера Гвюбьёрг Карадоуттир. Она же сделала для ресторана посуду: кажется, разработка посуды специально для ресторана постепенно становится повсеместной тенденцией.
Mat Bar специализируется на скандинавской и итальянской кухнях (ресторан – детище Гуджона Хаукссона, долгое время работавшего в Италии), поэтому и в интерьер решили добавить немного Италии. Прагматизм северных стран в сочетании с итальянским очарованием дали свои плоды – место получилось вроде бы по-исландски родным, но, вместе с тем, не по-скандинавски теплым. Италия здесь нашла свое воплощение в том числе и в материалах: из итальянского мрамора сделана столешница барной стойки, из итальянского дуба – квадраты столов и сиденья барных табуретов.
Дизайнеры Haf Studio специализируются на многопрофильных проектах, начиная проектированием интерьера и мебели и заканчивая разработкой упаковки. Интересно, что далеко не только они смешивают в своих последних проектах скандинавский минимализм и итальянские краски. Norm Architects не так давно представили свой проект итальянского ресторана в Копенгагене, а Snøhetta спроектировали в том же Копенгагене скандинавский ресторан, но в итальянской палитре.
Мы вдохновлялись архитектурой 1960-х годов и городскими кафе, которые с тех пор практически не изменились, и хотели воплотить в образе Mat Bar ту дружескую атмосферу, которая до сих пор живет в исторических местах. В глобальном смысле мы хотели, чтобы наш дизайн интерьера сближал людей, заставлял их хотеть собираться вместе. Основной темой стала Италия, которая встречается со странами Скандинавии – у нас получилось сделать практичный интерьер со здоровой дозой средиземноморского очарования.