Особняк Рябушинского: чем примечателен яркий образец московского модерна
Особняк Рябушинского, расположенный на пересечении улиц Малой Никитской и Спиридоновки, остается одним из самых известных примеров архитектуры модерна в Москве. Необычные скульптурные рельефы, резная лестница и закручивающиеся объемы в интерьере — это эклектичное здание выделяется на фоне типовой московской застройки. Пока особняк и расположенный в нем музей-квартира Максима Горького временно закрыты, вспоминаем, как появился проект, и что определило его архитектуру.
Федор Осипович Шехтель – яркая звезда московского модерна начала ХХ века – признавался, что с большим интересом следил за творчеством Антонио Гауди. Оригинальность и некоторая степень безумия — черты, которые объединяют испанского архитектора и его русского коллегу. Шехтель и Гауди были хорошо знакомы, нередко встречались для обмена идеями и опытом. Роль второго часто сравнивают с наставнической: его влияние действительно заметно в проектах русского архитектора.
Фото: Евгений Чесноков, pastvu.com
Можно утверждать, что особняк в том виде, в котором он представлен сейчас, — это исключительно заслуга архитектурного таланта Шехтеля. Историки же часто склоняются к мнению, что успех любого проекта зависит от возможностей того, кто его задумал. В случае с московским особняком синергия заказчика и исполнителя прослеживается особенно точно. Предприниматель, банкир и коллекционер Степан Рябушинский во многом благодаря своим финансовым возможностям и страсти к искусству не ограничивал Шехтеля в свободе самовыражения и смелых архитектурных идеях.
Главный фасад особняка Рябушинского
Особняк Рябушинского, построенный в 1900-1903 годах, принято считать классическим образцом модерна, в котором автор с присущей ему смелостью игнорирует все традиции классицизма, стройности и четкости линий. Форма здания снаружи образует динамичную и развивающуюся композицию с закручивающимися деталями. Однако, несмотря на отход от привычных стандартов, планировка особняка получилась достаточно комфортной и рациональной.
Фасад здания открыто демонстрирует материалы, которые использовал архитектор, — Шехтель не закрывает его лепниной, скульптурами и колоннами. Плитка не имитирует мрамор или камень, а лишь выполняет свою практическую функцию. Для облицовки автор остановился на светлом кирпиче, а также элементах мозаичного фриза с изображением ирисов и орхидей. Окна особняка расположены на разных уровнях, что создает имитацию многоэтажного дома, хотя в действительности этажей всего три.
Фрагмент мозаичного фасада
Ключевая деталь в интерьере особняка — волнообразная парадная лестница, тоже созданная Шехтелем, мотивы которой находят отражение в стенах, окнах, дверных ручках и витражах. Этот элемент пространства часто сравнивают с лестницей в барселонском Доме Бальо по проекту Антонио Гауди, снова переплетая творчество двух мастеров.
В обстановке особняка Рябушинского четко прослеживаются мотивы природы — еще одна характеристика модернизма, обусловленная изменением городской среды. Шехтель умело использует эту тему, органично встраивая ее в предметы мебели, потолочные украшения, кованый забор и цветовую палитру. Дизайн большинства предметов, включая самые незаметные, придумал сам архитектор — благодаря этому обстановка особняка отличается изобретательностью и новаторством.
Парадная лестница в Доме Бальо (Антонио Гауди)
Парадная лестница в особняке Рябушинского (Федор Шехтель)
Увлечения и образ жизни Степана Рябушинского определили неожиданные детали, появившиеся в интерьере. Будучи представителем династии старообрядцев, помимо предметов искусства он коллекционировал иконы и даже открыл мастерскую по их реставрации. Исходя из этих целей Шехтель предусмотрел место для небольшой комнаты на третьем этаже особняка — такие тайные моленные помещения были широко распространены в Москве в первых годах XX века. Это пространство напоминало миниатюрную копию настоящего храма с широким куполом и настенной росписью, созданной по эскизам архитектора.
После революции Рябушинский вместе с семьей эмигрировал в Италию, а его особняк ждала насыщенная судьба — от размещения в нем советских организаций и государственных учреждений до пристанища Максима Горького. Помимо изначального владельца дома, здание остается связанным и с именем писателя, приглашая посетителей окунуться в атмосферу последних лет его жизни и насладиться сохранившимся памятником архитектурного модернизма.
Фото на обложке: LiveInMsk.ru.