Site Verrier de Meisenthal: из музея стекла в современное культурное пространство
Когда-то в Мейзентале – коммуне на северо-востоке Франции – находился одноименный стекольный завод, а затем — музей и Международный центр художественного стекла. Нью-йоркский офис бюро SO-IL и французские архитекторы FREAKS переосмыслили промышленную фабрику XVIII века, превратив ее в современное общественное пространство.
Контекст
Стекольный завод в Мейзентале был основан в самом начале XVIII века. Тогда фабрика производила миллионы тонн посуды и бытового стекла. В течение десяти лет на территории завода располагалась лаборатория знаменитой Школы Нанси — основатель объединения художников и мастеров декоративно-прикладного искусства Эмиль Галле проводил здесь свои технические и художественные исследования. Именно Галле присвоил Мейзенталю статус «колыбели стекла в стиле модерн». С 1978 года на месте завода располагался Музей стекла Мейзенталя, а с 1992-го — Международный центр художественного стекла, который до сих пор представляет эволюцию этого искусства. Основной задачей центра остается сохранение памяти о стекольной промышленности с помощью сохранившихся помещений и мастерских, встреч с ремесленниками и роскошной коллекции изделий, подписанной мастерами.
Фото: Site Verrier de Meisenthal
Site Verrier de Meisenthal
Перед архитекторами студий SO-IL и FREAKS стояла задача преобразовать и расширить пространства трех независимых институций, которые находятся на территории фабрики. Это музей стекла, международный центр искусства стекла, а также Halle verrière — мультидисциплинарное культурное пространство, в котором регулярно проводятся художественные инсталляции, мероприятия и концерты.
Главной задачей проекта стало объединение трех институций, а также демонстрация их идентичности в диалоге с богатым индустриальным наследием.
Команды студий модернизировали существующие учреждения и создали единое многофункциональное культурное пространство. Чтобы одновременно и дополнить, и противопоставить промышленную историю зданий, авторы объединили их с помощью центральной бетонной площади — она плавно поднимается вверх, образуя новые входы в существующие строения, а также просторные помещения для посетителей. Простые бетонные дополнения контрастируют с кирпичом и сталью, присутствующих на оригинальных индустриальных конструкциях.
Новые пространства комплекса Site Verrier de Meisenthal. Фото: © Iwan Baan
Волнистая бетонная конструкция была залита на месте и позволила архитекторам деликатно интегрировать новые функции в территорию бывшей фабрики. Так, ее поверхность одновременно функционирует как крыша и стена; кроме того, она соединяет первые этажи зданий, образуя общественную площадь. Под конструкцией и над ней архитекторам удалось разместить новые офисы, мастерские, кафе и ресторан. Два других бетонных дополнения были встроены в пространство вокруг кирпичной трубы и стали местом для административных помещений. Среди других элементов, которые использовали архитекторы, — тонкие стальные мосты и дорожки на бетонных колоннах, которые соединяют верхние уровни зданий. Бетонные конструкции органично переходят и в интерьеры здания, контрастируя со стальной арматурой, оставшейся от промышленного прошлого.
Комплекс Site Verrier de Meisenthal состоит из зданий разных эпох и эстетики. Они отличаются высотой, возможностями доступа и внутренней организационной логистикой. Соединив их динамичной бетонной завесой, мы смогли оживить сразу всю территорию проекта.
Внутреннее пространство комплекса. Фото: © Iwan Baan
Архитекторы переосмыслили и расширили основополагающие функции зданий: так, на ранее неиспользованном цокольном этаже бывшего заводского цеха появился новый вход, а также кинотеатр на 500 мест. Это многофункциональное производственное помещение расположено среди бывших стекловаренных печей под открытой стальной крышей — его можно переоборудовать в театр или концертный зал с увеличенной вместимостью.
Благодаря бережному подходу работа архитекторов напоминает посетителям о богатой истории этого места и создает гибкую локацию для проведения событий внутри и на открытом воздухе. По словам авторов, они стремились избежать эстетического противостояния с существующим контекстом. Именно поэтому архитектурный вклад команды получился минимальным и сдержанным, что позволило максимально унифицировать территорию бывшего завода.
Мы не хотели создавать еще один архитектурный объект. Наоборот — мы стремились интегрировать существующие здания с помощью объединяющей стратегии, которая предлагает новый опыт для сотрудников институций и посетителей.
Фото на обложке: © Iwan Baan.