Collectible 2020: дизайнер Лела Кавтарадзе о главном на выставке
Дизайнер интерьера и владелица собственной студии, Лела Кавтарадзе рассказывает о своих впечатлениях от выставки коллекционного дизайна Collectible, которая прошла с 5 по 8 марта в Брюсселе. Организаторы Collectible буквально успели запрыгнуть в последний вагон — событие было проведено до объявления о запрете на массовые мероприятия в связи со вспышкой коронавируса.
Лела Кавтарадзе дизайнер, архитектор, основатель студии дизайна
«Коллекционный дизайн» — термин, который последнее время не сходит с языка представителей арт-сообщества. Лично я пристально слежу за этим сегментом уже около десяти лет. Но если раньше, посещая арт-ярмарки, я могла только любоваться достижениями дизайнерской мысли, то последние несколько лет я езжу с целью приобретения новых объектов. Наконец заказчики готовы к такому виду инвестиций, и это радует!
Несколько лет назад я посчитала мероприятие местечковым и даже не поехала на него, что оказалось ошибкой. Стоит только заглянуть в список почетного комитета выставки, как становится понятно — там, где свою подпись ставит Marcus Fairs, будет собрано все самое передовое из мира дизайна.
Формат, как и заявляют организаторы, на самом деле, примечательный. Так, на шести этажах Vanderborght building выставлены галереи с исключительно современным дизайном XXI века. Это и молодые художники на коллективных стендах, и уже состоявшиеся крупные игроки дизайн-рынка из Женевы, Нью-Йорка, Брюсселя.
Мне многое понравилось сразу, но, чтобы сделать окончательный выбор, я обошла все стенды дважды.
Collectible 2020. Фото Лела Кавтарадзе
Итак, традиционная десятка:
Концептуальная арт-галерея Lokal, расположенная в самом сердце Хельсинки, вполне соответствует своему названию «местный» — она занимается продвижением как маститых финских деятелей искусства, так и начинающих художников. Среди них — Matias Liimatainen, скульптор-керамист, объединяющий в своих работах самые различные геометрические формы в единую композицию и дополняющий их здоровой долей юмора. Или, например, Renata Jakowleff, талантливая скульптор-стекольщик, которая мастерски создаёт мощные ассоциативные ряды, придавая стеклу необычайный эффект движения.
Арт-галерея Philia объединяет различные культурные и артистические континенты в единое целое. Независимый скульптор Mark Sturkenboom гениально реализует самые разные моменты жизни в кристально чистых формах, а молодой бельгийский дизайнер мебели Arno Declercq виртуозно объединяет в своих объектах, казалось бы, несовместимое. Например, модернистскую архитектуру и традиционные формы декоративного искусства племён Восточной Африки.
Студия Todd Merrill — это детище рафинированного нью-йоркского антиквара в третьем поколении с изумительным вкусом. Именно он помогает владельцу отбирать авторов, которые не просто создают различные дизайнерские объекты, а поднимают дизайн на совершенно новую высоту за счёт постоянного экспериментирования с привычными формами и форматами. Среди них — делиец Vikram Goyal, который артистично объединил драму, роскошь и наследие индийских ремесленников вот в такой выразительной консоли. Не менее интересные решения, представленные стенде студии, принадлежат Markus Haase — немецкому скульптору и дизайнеру.
Изощрённо-манерная брюссельская галерея Maniera представляет миру только самые высокие образцы международного дизайна. Искусство одного из её авторов, художника Pieter Vermeersch, мало будет назвать просто украшением, ведь его работы — это подлинная красота, запечатленная на концептуально минималистских полотнах. Галерея также представляет образцы мебельного дизайна от индийской студии Mumbai (основатель — архитектор Bijoy Jain), в которых прекрасно сочетаются многовековые традиции индийских мастеров и современность.
Замечательный бренд FAINA украинского дизайнера Виктории Якуши впервые принял участие в Collectible в этом году. Мебель бренда является необыкновенно свежим прочтением традиционных форм искусства славянских племён, живших когда-то на территории современной Украины и оказавших большое влияние на геометрические формы украинского орнамента. Например, кресло DOMNA — предмет гордости стенда — своей формой напоминает облако, а заодно и пышные силуэты богинь, которых наши предки пытались запечатлеть в фигурках и статуэтках.
Один творческий ум хорошо, а несколько — ещё лучше. Это уже не раз сумел доказать берлинский творческий коллектив LABINAC, отцами-основателями которого в 2014 году стали Maria Thereza Alves, Jimmie Durham и Kai-Morten Vollmer. Среди уникальных творений, создаваемых этими мастерами, я бы выделила изделия из стекла и железа, которые своими формами отсылают нас к первоисточнику материалов — камню.
Isabelle de Borchgrave — потрясающий брюссельский дизайнер, бесстрашный исследователь новых эстетических пространств. Она виртуозно владеет такими материалами, как бронза и бумага, и создаёт из них не просто изделия, а настоящие произведения искусства! Эклектичные работы Изабель апеллируют к культурам и многовековым традициям разных народностей.
Голландская галерея KRL занимается продвижением как уже именитых, так и совсем молодых нидерландских дизайнеров. Среди них — уроженка Эйндховена Tessa Koot, которая мастерски интерпретирует привычное через призму фантазии и внимательного отношения к деталям. Не менее интересным участником Collectible стала студия Rive Roshan. Её основатели, дизайнеры Ruben de la Rive Box и Golnar Roshan представили на выставке работы, неожиданно находящиеся на стыке графики, интерьерного и предметного дизайна.
Основательница мебельного бренда NAAZ турчанка Naz Yologlu по-константинопольски умело совмещает в своих изделиях традиции Западной Европы и Османской империи, а также щедро наделяет функционал динамичными эмоциями. Создаваемые ей работы предлагают зрителю богатый эмоциональный опыт — через форму и текстуру объектов, которые пробуждают ощущения.
Бельгийский дизайнер Bieke Casteleyn — эксперт в элегантном разоблачении стереотипов — ему удалось переосмыслить даже такую привычную категорию, как форма стола. Коллекция, представленная дизайнером на выставке, называется Out of Line, что можно дословно перевести как «за рамками». К новой модели не применимо понятие симметрии и предсказуемости — эксклюзивность дизайна также подчеркивает выбор материала — благородного мрамора.
Все фотографии представлены пресс-службами галерей. На обложке фото Лелы Кавтарадзе.