Междисциплинарный диалог: как прошла и чем запомнилась творческая резиденция фестиваля Context. Diana Vishneva
Год назад команда фестиваля современной хореографии Context. Diana Vishneva запустила образовательно-творческую резиденцию, участники которой при поддержке кураторов могут придумать, реализовать и презентовать широкой аудитории собственный проект. Темой второй итерации этого формата, как и всего сезона фестиваля 2024, стал поиск связи между танцем и архитектурой. Отобранные организаторами авторы рассматривали эти направления прежде всего как систему знаний, которая способна обогатить оба вида искусства. Мы поговорили с участниками, кураторами и креативной командой проекта о творческом процессе, подготовке танцевально-перформативных постановок и ценности междисциплинарного опыта.
О резиденции «Танец и архитектура»
Одна из главных задач резиденции Context — предоставить авторам возможности для совместной исследовательской работы, результат которой впоследствии становится неотъемлемой частью программы фестиваля. Вслед за дебютным проектом в прошлом году, в рамках которого хореографы, композиторы и музыканты под кураторством композитора Владимира Горлинского рассматривали точки соприкосновения танца и музыки, команда запустила новый сезон: на этот раз дуэт хореографам составили архитекторы, а партнером резиденции выступила архитектурная школа МАРШ.
Такое сочетание дисциплин неслучайно: тема резиденции этого года соответствует общей программе XII сезона Context, посвященного поиску взаимосвязей между танцем и архитектурой. Кураторами резиденции в 2024 году выступили хореограф-постановщик и куратор Context Иван Естегнеев, а также архитектурный фотограф и преподаватель МАРШ Юрий Пальмин. Отобранные командой молодые хореографы и архитекторы в течение недели первого этапа резиденции в пространстве Школы МАРШ взаимодействовали между собой, посещали цикл лекций, онлайн-встреч и телесных практик с приглашенными экспертами из релевантных областей.
Практика с Верой Приклонской в рамках первого этапа резиденции. Фото: Context
Реализовать подобный проект со специально набранными танцовщиками за несколько недель, без каких-либо внутренних сложностей, довольно трудно и во многом возможно только благодаря атмосфере полного доверия. Большое счастье, что такие проекты в принципе существуют — они дают участникам большое вдохновение и задел на будущее творчество. Немаловажно, что наша резиденция и сам фестиваль помогают формировать и развивать новые связи, которые продолжаются уже за пределами проекта.
Я бы назвал весь процесс резиденции производством, оставляющим после себя очень глубокое послевкусие. В таких многоэтапных проектах особенно сильно чувствуется ценность перформативного момента, который никогда не повторится.
Для меня участие в резиденции Context в качестве куратора — это совершенно чудесный опыт, который мне еще предстоит переосмыслить. Так как я и не архитектор, и не хореограф, свою роль я представлял себе скорее как экспертную. Это значит, что я пытался каким-то образом сконструировать пространство общения хореографов, архитекторов и теоретиков архитектуры.
Работа в паре с Иваном оставила самые теплые впечатления: это было продуктивное сотрудничество, и даже отстаивание своих дисциплин – архитектуры и хореографии – сложно назвать спором: скорее, это была творческая синергия. Как синергию я бы описал и взаимодействие самих участников: хореографы заходили на территорию архитектуры, а архитекторы — на территорию хореографии. Они встречались в общем поле, в котором появлялся звук — на мой взгляд, важнейшая часть проекта.
Финал первого этапа резиденции. Фото: Context
Итогом изучения новых художественных методов, расширения способов работы с телом и развития хореографического языка совместно с архитекторами стали эскизы перформансов, авторы которых впоследствии приняли участие в следующем этапе резиденции в МИРА Центре в Суздале. Там резиденты в течение недели работали над своими идеями уже в формате подготовки site-specific перформанса с режиссером Игорем Шаройко и композитором Лизой Лобан — она тоже была участницей резиденции Context «Танец. Музыка и звуковые практики» в 2023 году.
Сама площадка подсказала мне звуковые идеи, которые перекликались между собой в разных работах. Было использовано много полевых записей, часть из которых сделали сами участники: звук прилегающей реки, брошенных в нее камней, открывающихся и закрывающихся жалюзи в здании, гудящего электричества.
В большинстве работ я попыталась структурировать эти звуки в единую композицию. В другой части проектов был использован голос, который стал частью этих пространственных звуков: человеческое и нечеловеческое тут сливалось, а не противопоставлялось. Точно так же и танец находился в активном соучастии с окружающим пространством. Можно сказать, что основной идеей как раз и стала попытка гармонизировать эти два поля: человеческое и пространственное.
Площадка финальных перформансов — ГЭС на Нерли. Фото: Владимир Никонов
Финальные перформансы: процесс и взгляд изнутри
Результаты своей работы участники шорт-листа резиденции «Танец и архитектура» представили в рамках танцевально-перформативного проекта Energia (Энергия) на экспериментальной площадке МИРА центра — ГЭС на Нерли в Суздале. По задумке команды руины бывшей электростанции на несколько дней превратились в место возникновения творческой и созидательной энергии, а архитектурный ландшафт закрывшегося в 1960-х годах промышленного комплекса, тщательно восстановленного несколько лет назад совместными усилиями специалистов из Дании и России, органично дополнил концепции авторов.
Репетиции в пространстве ГЭС на Нерли. Фото: Катерина Корчагина
«Скрытые измерения» Марат Казиханов и Андрей Кустов
Фото: Владимир Никонов
Авторы создали коллективное перформативное размышление о различении пространств и роли физических тел в этом процессе. Меняя точки зрения и ракурсы, зрители вместе с танцовщиками попробовали ощутить, как внутреннее может скрываться снаружи, а внешнее раскрываться изнутри. «Мне кажется, нам удалось создать пространство, которое ожило при помощи музыки, танца, архитектуры и игры со зрителями. Завораживающий закат, природный ландшафт и само пространство ГЭС привнесли ту самую магическую энергию, которой было невозможно не наслаждаться, — отмечает хореограф-постановщик, режиссер и перформер Марат Казиханов. Такие проекты создают коммуникацию между деятелями разных направлений, которую в обычной жизни мы можем не найти. Например, лично мне хотелось поближе познакомиться с миром архитектуры и понять, как он может сочетаться с танцем».
Фото: Владимир Никонов
«Междисциплинарная работа, как мне кажется, — это всегда про исследование новых граней собственного дела, прощупывание иных подходов к нему. Все это, безусловно, имело место и в прошедшей резиденции. Тем не менее наиболее ценным для себя я вижу осознание роли, которую способен играть архитектор в создании сценических действий, и особого вклада, который он может в них привносить», — рассказывает архитектор-энтузиаст и художник-любитель Андрей Кустов.
«Колыбельная для молний» Сигрун Аверьянова
Фото: Владимир Никонов
Танцор и хореограф Сигрун Аверьянова называет свой проект перформансом-медитацией, в котором воплотилась фактура ГЭС. «Мне кажется, другие сферы искусства способны здорово обогатить опыт хореографа. Особенно архитектура, которая может стать отдельным персонажем в перформансе. Так, ГЭС на Нерли вдохновила каждого из авторов по-своему, но для каждого стала символом: для кого-то — памяти, для кого-то — границы, для кого-то — особого хронотопа (времени и пространства).
Фото: Катерина Корчагина
Архитектура для меня всегда была и есть источником вдохновения. Я смотрю на нее как на персонажа, который живет в другом временном пласте, гораздо медленнее, чем человек. Пытаясь осмыслить, какого персонажа из себя представляет ГЭС, я придумала храмовый танец, где участники исполняют ритуал-перерождение из статики в энергию. В другом пространстве история была бы другой: само здание диктует темы энергии, трансформации, сочетания контрастов (оно само состоит из контрастов — из руин и новой надстройки)», — отмечает Сигрун.
«Эхо тела» Кирилл Зайцев
Фото: Катерина Корчагина
В основу работы легло «созвучие» танца и архитектуры. Для автора перформанса, хореографа и танцовщика Кирилла Зайцева, именно «звук» стал точкой схода двух искусств. «Тело может звучать подобно эху, раздающемуся в куполах храма, подобно сквозняку — свистеть из дверей и окон-глаз. Или ночью скрипеть и шуршать, как старый дом. Тело стареет, ветшает, разрушается или наоборот — обновляется, изменяется. Тело становится первой архитектурной формой, в которой находится сознание человека», — рассказывает автор о своем проекте.
Фото: Владимир Никонов
«Ra:свет» Екатерина Стегний, Арман Наджарян
Фото: Катерина Корчагина
В своем перформансе хореограф Екатерина Стегний и архитектор Арман Наджарян создали пространство парадокса, где ощущался своеобразный сдвиг: на мир реальной местности накладываются метафизические слои. «Меня изначально занимала тема многослойности, с одной стороны, в архитектуре, с другой — в танцевальной композиции и движении. Тема, на самом деле, не простая. В процессе постановки я нащупала, что у сложной структуры есть ось, которая объединяет все слои. Важно учиться настраиваться на нее, даже если вокруг царит хаос. К финалу резиденции я отчетливее увидела, что “рассвет может случиться и на закате”, что всегда есть надежда, что бы ни происходило. Танец и архитектура стали платформой и опорой для проявления этой мысли для зрителя.
Фото: Владимир Никонов
Междисциплинарная коммуникация точно дает возможность посмотреть на привычные вещи под другим углом и попробовать понять что-то большее о природе этого мира и людей. Во время резиденции было ощущение, что благодаря взгляду профессионалов из другой сферы ты как-будто пробуешь заходить в один и тот же дом, но через новую дверь. В конечном счете, чувствовалось сильное единение очень разного», — делится Екатерина Стегний.
Арман Наджарян рассказывает: «В первую очередь, участие в резиденции позволило посмотреть на свою работу с точки зрения другой дисциплины. Было безумно интересно наблюдать за тем, как хореографы воспринимают и осмысляют себя на нашей территории в буквальном и переносном смысле. Первой точкой, которая помогла понять, как мы можем сделать совместную работу, был выезд в пространство ГЭС на Нерли. Но лично для меня поворотным моментом все же стала неделя репетиций в Суздале. С каждой новой репетицией я узнавал больше не только о перформансах других ребят, но и о своей части. Именно в движении в самом пространстве стало понятно, как все-таки вместе работают танец и архитектура».
Междисциплинарный диалог, которым, несомненно, является данная резиденция, — это уникальный опыт для всех нас. В привычной сайт-специфик практике диалог замыкается между тремя точками созидания: хореограф-пространство-танцовщики. В нашем случае эта цепочка процессов основана на диалоге между архитекторами, хореографами и предметом рассуждения — пространством ГЭС на Нерли. Гармония сложилась за счет пересечения художественной мысли и общего глоссария, который сформировался внутри образовательной части резиденции.
Говоря про необъятную визуально-смысловую структуру пространства, хочется выделить сосредоточение природы, энергии воды, контекстуального пространства ГЭС, ландшафтных особенностей и реорганизации самого здания командой Мира Центра. Действительно, это пространство для искусства, преисполненное объемами возможностей.
Фото: Катерина Корчагина
Хотя резиденция «Танец и архитектура» завершилась, поиск точек соприкосновения двух дисциплин в рамках программы Context. Diana Vishneva 2024 продолжается. Сейчас команда фестиваля готовит проект «Белая комната», в котором объединятся музыка, танец и пространство. 5 и 6 ноября сцена концертного зала «Зарядье» превратится в тотальную инсталляцию, которая позволит зрителям по-новому взглянуть на площадку и раскроет неожиданные грани хореографии.
Фото на обложке: Катерина Корчагина.