Архитектура Парижа: столицы десертов и мансардных крыш
Париж — это необычайно стройное архитектурное создание. Современная архитектура здесь гармонично развилась из более ранних стилей, уникальные дворцы и особняки сохранились, превратившись в многоквартирные дома и бутики, а на большинстве улиц располагаются здания сразу из нескольких эпох.
Наш путеводитель по Парижу проследит целое тысячелетие истории города и покажет, что несмотря на всю свою эклектичность, столица Франции имеет невероятно гармоничный визуальный ряд.
Дворец Сибелес, Париж. Фото: culturepassport.co
Променад Плантэ, 12-ый округ. Фото: flickr.com, профиль parisinfourmonths
Средневековый Период (1100-1526)
В 52 году до нашей эры римляне основали здесь город, который назвали Лютеция. И следы римской архитектуры по-прежнему видны в Париже: если посмотреть на карту, улица Сен-Жак (которая была главной римской дорогой) до сих пор проходит прямо через центр города.
Улица Сен-Жак в Париже (на фото слева). Фото: TripAdvisor
Но когда Римская империя рухнула, ее архитектурный гений исчез, а Темные века фактически стали шагом назад в отношении культуры. Кстати, в раннем Средневековье жители Парижа иногда перемещали целые секции римских стен, чтобы использовать их для строительства своих собственных домов, потому что римские стены были намного прочнее (и бесплатны).
Церковь Сент-Этьен-дю-Мон, 1222 год. Фото: Wikimedia
Большая часть сохранившейся средневековой архитектуры во Франции связана с религией. Если вы будете в Париже, обязательно посетите церковь Сен-Жерме́н-де-Пре, одну из немногих церквей Парижа, сохранивших свой романский облик. Она датируется X веком, то есть по-настоящему Темными веками. Еще одна изюминка Парижа — Сент-Этье́н-дю-Мон, построенная в 1222 году.
К 1100 годам в Париже (и Франции в целом) появилось три уникальных инженерных усовершенствования, создавших неоготическое направление. Этими тремя гениальными нововведениями были:
- остроконечные арки, которые могут нести больший вес, чем романские круглые арки;
- крестовые своды и их Х-образные ребра, растущие из колонн внутри арки, для лучшей поддержки;
- и летающие контрфорсы, которые направляют вес крыши и стен на землю, позволяя стенам быть тоньше и открывая их для окон.
Готические своды, Большая советская энциклопедия
Базилика Сен-Дени (1140–1144) в соседнем Сен-Дени была первым из великих готических соборов мира. А здесь, в Париже, первым появился Собор Парижской Богоматери (Нотр-Дам-де-Пари), начатый епископом Морисом де Сюлли в 1163 году.
Базилика Сен-Дени. Фото: France.fr
Вскоре после завершения Собора Парижской Богоматери Париж пережил такую катастрофическую серию событий, что любой другой город уже не восстал бы. Наряду с почти постоянными военными действиями, 1315 год принес столько дождей, что в последующие годы произошла серия неурожаев, настолько катастрофических, что этот период теперь считается миниатюрным ледниковым периодом. А во время чумной зимы 1348 года ежедневно умирало 800 парижан, потому треть населения Парижа просто исчезла.
Собор Парижской Богоматери, 1163–1345 г. Фото:: ethnomir.ru
Такие отчаянные времена не могли не проявиться и в архитектуре: вы заметите ставни, очень маленькие окна и хорошо запирающиеся тяжелые двери, защищающие внутренние дворы. В то время как некоторые части Италии в 1400 годах вступали в эпоху Возрождения, Париж все еще восстанавливался после Столетней войны. Неудивительно, что люди забаррикадировались за зубчатыми стенами и молились о спасении.
Предместья Парижа. Фото: flickr.com, kotomi-jewelry и de.dreamstime.com
Эпоха Ренессанса (1515–1643)
В 1515 году на французский престол вступил Франциск I, что принесло большую пользу парижскому искусству и архитектуре. Именно он пригласил в Париж великого Леонардо да Винчи и нанял итальянских архитекторов для реконструкции Лувра. Он был французским эквивалентом и современником английского Генриха VIII, только без многочисленных жен. При нем французская столица бурлила жизнью и хвасталась новыми красивыми зданиями.
Мост Пон-Неф, достроенный Генрихом IV. Фото: parisperfect.com
Идеи Ренессанса настаивали на пропорциональности во всех искусствах, включая архитектуру. Здания этого времени можно рассматривать как метафоры человеческого облика: их твердое основание — подножие здания, изящная середина — корпус, а вершина — крыши с остроконечными окнами. Эти тщательно продуманные идеи действительно положили начало концепции классической архитектуры в Париже.
Пале-Рояль, XVII век. Фото: vivaparigi.com
К сожалению, когда в 1547 году Франциск умер, город был разорван на части католиками и протестантами. После протестантский король Генрих IV достроил Пон-Неф, расширил Лувр (отчасти в угоду своей новой невесте-католичке Марии Медичи) и перестроил входы в город. Его самым красивым общественным наследием является дворец Пале-Рояль.
Улица Сент-Оноре, Париж
Новые жилые кварталы того времени были разработаны Луи Ле Барбье. Он основал элегантные кварталы в Латинском квартале, Фобур Сен-Жермен и квартал Пале-Рояль (улица Сент-Оноре), построив великолепные городские замки, которые он затем продал дворянам.
Проспект Клебер, Париж. Фото: havenin.com
Французское барокко и классицизм (XVII век)
Все слышали слово «барокко», но в Париже нелегко понять, что на самом деле означает это слово. Хотя барокко впервые появилось в Италии в 1590 году, оно достигло своего апогея во Франции лишь 50 лет спустя, при всемогущем Людовике XIV, который правил в 1643–1715 годах.
Грандиозные планы этажей, сверхчеловеческие массивные фигуры и иллюзия бесконечного расстояния были качествами, которые подходили Королю-Солнцу, использовавшему архитектуру, чтобы продемонстрировать свое политическое влияние. Его большой Версальский дворец (по существу, барочный) был спроектирован как резиденция королевской власти еще и потому, что Людовик не любил Париж и хотел большей приватности.
Дворец Версаль в Париже. Фото: magnitico.com
Порядок, роскошная функциональность и принципы Палладио определяли классические здания. Этот стиль получил широкое распространение, особенно в XVIII и XIX веках. Влияние барокко дало парижским зданиям симметричные крылья, массивные оконные обрамления и монументальность.
Кровля с двойным наклоном в Латинском квартале Парижа. Фото: havenin.com
В некоторых домах вы найдете мансардную крышу с двойным наклоном, созданную Франсуа Мансаром (1598–1666). Маленькие овальные или круглые окна, часто торчащие из парижских крыш этой эпохи, известны как окна oeil de boeuf (см. фото Версаля выше).
Рококо (1715–1774)
Список великих домов этого периода включают в себя Матиньонский дворец, где сейчас живет премьер-министр Франции, и Елисейский дворец, резиденцию президента. В 1748 году, на пике стиля, Жак-Анж Габриэль спроектировал площадь Людовика XV, которую мы теперь знаем как Площадь Согласия. Очевидно, классицизм все еще имел власть над воображением архитекторов.
Елисейский дворец. Фото: bienvenue.ru
Наряду с декоративными деталями и стремлением к легкости, рококо принесло улучшения в практические аспекты архитектуры: дымоходы стали более эффективными, улучшилась санитария, да и комнаты были организованы с большим вниманием к частной жизни. Жилая приватная жизнь подходила все ближе к тому, что мы знаем сегодня.
Неоклассицизм (конец XVIII — начало XIX века)
Подобно тому, как мода переходит от облегающего к мешковатому, архитектура тоже часто бросается в крайности, поэтому после легкомысленного и наполненного светом рококо здания были возвращены к классической симметрии. Когда началось царствование Людовика XVI, Париж вступил в период неоклассицизма. Этот строгий стиль был вдохновлен интенсивным изучением римских и греческих архитектурных теорий. В отличие от рококо с характерной для него эмоциональностью неоклассицизм предельно интеллектуален. Этот стиль отражает стремление к простым, ничем не украшенным материалам в сочетании с чрезвычайно логичными планами этажей и строгим дизайном.
Фото: havenin.com
Что завораживает в неоклассицизме, так это его невероятная универсальность. Пережив Людовика XVI и революцию, стиль сумел продолжить свое существование в империи Наполеона. Неоклассицизм доминировал в городе, оставив нам удивительную коллекцию дорических, ионических и коринфских колонн на каждом парижском здании.
Консульство, Империя и реставрация (1803–1840)
Наполеоновская эпоха — это мешанина неоклассических импульсов, чему способствовали раскопки в Помпеях и археологические открытия в Греции. Классические отсылки понравились Наполеону I, так как они соответствовали его амбициям по расширению Империи. Наполеон мудро создал огромные строительные площадки, чтобы держать парижан занятыми. Именно его крупнейшие проекты сформировали сегодняшний город.
Кладбище Пер-Лашез. Фото: Weatlas.com
Наполеон I начал строительство кладбища Пер-Лашез, перестроил часть Тюильри и Лувра, начал строительство Мадлен и приказал прорыть канал Урк. Наполеон же установил, что улицы должны быть пронумерованы нечетно с одной стороны и четно — с другой, что было удивительно практично, хотя раньше никому не приходило в голову.
Картина Эдуарда Кортеса (1882–1969)
Но жизнь империи Наполеона I оказалась недолгой: к 1815 году он был изгнан навсегда. Коалиция, победившая Наполеона, посадила на трон короля Людовика XVIII. Его самый важный архитектурный вклад был не стилистическим, а практическим: при нем была построена 21 тысяча новых парижских многоквартирных домов.
Реконструкция Османа во времена Второй Империи и ранней Третьей Республики (1840–1918)
Наполеону III нужен был кто-то, кто взялся бы за обновление Парижа. По чистой случайности он нашел подходящего человека в лице барона Жоржа Эжена Османа. Высокий, честный и красивый, барон, должно быть, был любопытной парой для Луи Наполеона, когда они изучали планы города и обсуждали, что нужно сделать. К 1853 году население города выросло до 1 миллиона человек, но только в одном доме из пяти имелась водопроводная вода, да и сам водопровод был только на первом этаже.
Театр де ля Ренессанс, 1873. Фото: Wikipedia
Осман понимал отчаянную необходимость реорганизации города, который рос даже во время страшной эпидемии холеры в Париже, унесшей жизни 20 000 жителей. Впечатленный деловитостью барона, Наполеон III постепенно передал всю главную парижскую администрацию в его умелые руки.
Бульвар Осман в Париже
Осман — самый успешный градостроитель, которого когда-либо знал Париж. Его многоквартирные дома остаются «парижским стандартом», его канализация все еще работает, его реорганизация городских бульваров в итоге позволила Парижу на удивление легко перейти в XXI век с огромным количеством автомобилей.
А красота города с его великолепными Булонским и Венсенским лесами остается единственным поистине великим достижением Наполеона III.
Эйфелева Башня была построена в 1887 году. Фото: Topolindra и @JaciMarie
Ар-деко и современное движение (1918–1939)
В конце Первой мировой войны в Париже забурлила новая эстетика с ее восторженным оптимизмом. Мир только что пережил «войну, которая положила конец всем войнам», и люди были полны энтузиазма. Париж гудел от богатых туристов и художественных новинок.
Париж 1925 года. Фото: art.com
Скоростные океанские лайнеры пересекали Атлантику; сюрреализм шокировал мир искусства; радио изливало джазовую музыку. Наступила современная эпоха. Пытаясь выразить эту свободу и движение, архитекторы отвечали на джазовый ритм угловатыми формами, напоминающими новые круизные лайнеры. В начале 1920 годов в Париже пересекались такие веяния, как ар-деко и модернизм, особенно в частных домах, спроектированных в развивающихся жилых районах Парижа, таких как Булонь и Монсури.
Район Монсури, «красный пояс»
Жилищный бум охватил весь город, особенно его окраины. После Первой мировой войны была окончательно разрушена городская стена Адольфа Тьера, а новое пустое пространство быстро заполнилось жилыми проектами, многие из которых финансировались правительством и были построены из кирпича. На новое жилье с декоративной кирпичной кладкой и продуманными планировками был большой спрос. Эти кирпичные здания на краю города стали известны как «красный пояс», потому что они были кирпичного цвета и населены социалистическими рабочими.
Послевоенные годы (1940-1980)
Эти годы часто воспринимаются как катастрофа для французской архитектуры. Это не совсем справедливо, хотя и были допущены некоторые ужасные ошибки, в частности разрушение старого рынка в квартале Ле-Аль в центре Парижа. Но даже после этого феникс восстал из этих руин. Ренцо Пиано и Ричард Роджерс создали уникальный Центр Жоржа Помпиду.
Рынок Ле-Аль, 1890 г. Фото: Wikimedia
Малоэтажный Париж оставался нетронутым, небоскребы были отправлены в Ла Дефанс, а футуристический пригород появился сразу за Триумфальной аркой. К сожалению, другие отдаленные районы Парижа подверглись гораздо менее продуманным экспериментам и изуродованы жилыми башенками. Нет никакого искупительного слова для разрушающихся, предположительно современных, архитектурных развалин, которые усеивают отдаленные районы Восточного Парижа. Именно эти ошибки дали всему периоду дурную репутацию.
Центр Жоржа Помпиду, Париж
Современная эпоха (1980–2015)
В 1980-х годах президент Миттеран представил новую архитектурную концепцию, призванную перенести Париж в следующее тысячелетие. Миттеран отвечает за стеклянную пирамиду большого Лувра, переезд Министерства финансов в новое здание (спроектированное Полем Шеметовым), Большую Арку Дефанс (Йохан-Отто фон Спрекельсен), Институт арабского мира (Жан Нувель), Оперу Бастилии (менее совершенный Карлос Отт) и Национальную библиотеку (Доминик Перро).
Институт арабского мира, Париж
Новейшее время, 2015–...: социальное жилье и интерьеры с историей
Социальный комплекс Boulevard Ney Social Housing от ITAR Architectures (2020). Фото Boulevard Ney Social Housing ITAR Architectures
Участвующее в городском обновлении Порт-де-Клиньянкур (Porte de Clignancourt), это новое здание разделено на два крыла, соединенных внизу общей платформой, занимаемой детской комнатой временного пребывания. Уважительное отношение к модернистской архитектуре 70-х и ее преображение — знаковый этап в жизни Парижа, который нуждается в этом как никогда раньше.
Апартаменты в XVI округе от студии 10surdix
Квартира в пасмурных красках Парижа от студии atelier daaa
Концептуальный Hotel Bienvenue в IX округе
Парижский шик от студии интерьеров atelier daaa
Светлые апартаменты от дизайнера Сандры Бенаму (Sandra Benhamou)
Парижская эклектика от Vpinteriors
Прогулка по Парижу под французскую музыку
Посмотреть улицы Парижа в музыкальных клипах Indila — Dernière Danse и ARIS — Streets Of Paris.
Indila — Dernière Danse
ARIS — Streets Of Paris