![Как развивается уличное искусство в России сегодня: взгляд художников Как развивается уличное искусство в России сегодня: взгляд художников](/upload/images/post/post_9335.jpg?1683631806)
Как развивается уличное искусство в России сегодня: взгляд художников
Недоискусство, модный маргинальный тренд, субкультура искренности и ящик Пандоры — это лишь некоторые из определений, которые современные уличные артисты используют, говоря о своем направлении. С чем еще можно сравнить актуальные практики стрит-арта и граффити и какую трансформацию они переживают, Design Mate рассказали участники выставки «Краткий справочник современной городской мифологии в картинках и схемах», которая открыта на Винзаводе до 8 марта.
Экспозиция «Краткий справочник современной городской мифологии в картинках и схемах» стала финальным этапом программы Проектов кураторов и независимых сообществ, в рамках которой экспертная комиссия ЦСИ Винзавод отбирала проекты по результатам опен-колла. Ее куратор – некая Ада (выставки «Это сводит меня с ума» в Музее Вадима Сидура; «Се8ер»; «Культурный слой» в Галерее Богородское и другие) – собрала работы российских и зарубежных авторов, чтобы рассмотреть уличное искусство сквозь призму «мифологического сознания», присущего предкам современного человека. Стрит-арт как продолжение наскальной живописи и новой городской мифологии.
БУЁK
Сегодня, на мой взгляд, неправильно и странно относить уличное искусство к какому-то пограничному явлению, так как оно представляет собой социокультурный маркер, индикатор, который небезынтересно изучать. Мне, например, сейчас интересна тема «культуры помех», критикующая различные социальные институты, которые формируют глобальную культуру.
![БУЁK](/upload/images/post/post_9335_p1.jpg)
![Проект ARCHITECTONICS 2022](/upload/images/post/post_9335_p2.jpg)
Проект ARCHITECTONICS 2022
Граффити — это «ящик Пандоры». Если он приоткрыт, вылетают, как правило, неразрешенные социальные проблемы, которые волнуют современное общество. Обезличенность уличных художников должным образом обеспечивает естественность, чистосердечие, непринужденность, открытость и подлинность в обсуждении этих проблем. Я слежу за всем, что происходит на улицах Москвы и других российских городов, более 20 лет. Все традиционные техники граффити, будь это спрей, трафарет, каллиграфия, скрэтчинг или даже дерево и ткань, были и остаются востребованными вне зависимости от трендов. Заметно стремление многих художников интегрировать свое искусство в окружающую среду, что подразумевает коммуникацию с городским пространством. Это говорит о подъеме стрит-арт культуры на новый уровень.
Искренность многим не нравится и невыгодна. Поэтому граффити никогда не будет узаконено и продолжает считаться у обывателей «маргинальным» явлением.
Как и прежде, уличные художники делятся на две составные субкультуры. Первая предпочитает оставить свой след в городском пространстве, заявляя о себе или своей команде. Вторая в своем творчестве претендует на отражение смыслов, идей и стремится затронуть сложные социальные вопросы. На улицах появляется все больше работ, связанных с народным творчеством. Все вместе это отражает бытовой уклад уличного искусства.
Степан Краснов
«Уличное искусство само по себе давно стало модным трендом. Даже художники, работающие с более традиционными формами искусства, апроприируют граффити-эстетику, встраивая теги в свои работы. Мы наблюдаем процесс «одомашнивания» уличного искусства капиталом и институциями: кураторы приглашают уличных художников к участию в выставках, галеристы и арт-дилеры активно продают их работы. Уличное искусство шаг за шагом интегрируется в мейнстримное поле современного искусства. Посетитель галереи или музея уже подготовлен: встреча с уличным искусством для него — просто привычный аттракцион.
![Степан Краснов](/upload/images/post/post_9335_p3.jpg)
![Работы из серии «Круги»](/upload/images/post/post_9335_p4.jpg)
![Работы из серии «Круги»](/upload/images/post/post_9335_p5.jpg)
Работы из серии «Круги»
Благодаря этим тенденциям художник интегрируется в художественное сообщество, ему становится легче выстроить процессы. При этом он лишается определенной свободы: появляются кураторы, дилеры, рынок, которые диктуют свои правила. Институционализация в определенном смысле развращает, многие уличные художники перестают действовать самостоятельно — делают работы только в рамках фестивалей и выставочных проектов. Здесь важно не потерять баланс. Уличные художники много работают с текстом: до сих пор сильны традиции московского концептуализма. В работах появилось больше метафор — попытка художников рефлексировать на темы актуальной повестки, многие размышляют о будущем и своем месте в этом мире.
Сергей Фас
У меня есть два аккаунта в соцсетях: один про стрит-арт работы, другой про мое классическое искусство. При плюс-минус одинаковой аудитории интереса к стрит-арту я наблюдаю куда больше. Складывается ощущение, что чем маргинальнее автор, тем больше он интересен зрителю. Возможно, это связано с воздействием соцсетей на человека и низким запросом к уровню контента.
![Сергей Фас](/upload/images/post/post_9335_p6.jpg)
![Сергей Фас](/upload/images/post/post_9335_p7.jpg)
Лично мне сейчас интересна тема общества, социальность. Хочется больше сосредоточиться на настоящем, затрагивать в работах темы любви, красоты, общности и будущего.
Глобально я наблюдаю тиражирование одного и того же удачного художественного приема. Мне понравились скульптуры из мусора — это сейчас очень популярно.
В уличных практиках стали использоваться более художественные приемы — это то, что я наблюдаю в последнее время. Из-за отсутсвия денег на подорожавшую краску авторы граффити обращаются к классическим медиумам: кистям и акриловым краскам. Иногда работы выглядят очень художественно. А выразительность и визуальный ряд сравним с направлением в искусстве XX века, ар-брют.
Алексей Бархан
Уличное искусство — общий ярлык для очень разношерстного явления, поэтому говорить о единых для всех художников идеях довольно сложно. В зависимости от личности и позиции одни авторы могут заниматься исключительно изучением формы, а другие только работой со смыслами. Самому мне интересны в первую очередь вопросы формообразования, хотя сводить свои работы только к визуальным поискам я бы не стал.
![Алексей Бархан](/upload/images/post/post_9335_p8.jpg)
![Алексей Бархан](/upload/images/post/post_9335_p9.jpg)
Насколько произведения уличных художников, помещенные в галерею, сохраняют связь с уличным искусством, — вопрос дискуссионный. Однако в любом случае возможность достучаться до новой аудитории, которая появляется при сотрудничестве с институциями, дорогого стоит. Что до примет времени, сейчас очевиден еще больший уход художников в онлайн. Социальные сети сегодня — главная улица и галерея.
Арсений Труба
Сегодня сложно назвать уличных художников маргиналами — представители стрит-арта оказывают влияние уже не только на искусство, но и на моду, лайфстайл, строят огромные арт-объекты по всему миру. При этом в России еще достаточно людей, которые проводят четкую грань и считают уличные практики «недоискусством».
![Арсений Труба](/upload/images/post/post_9335_p10.jpg)
![Арсений Труба](/upload/images/post/post_9335_p11.jpg)
Большинство своих работ я создаю на улице, остаюсь там активным по сей день. Меня волнует, что происходит подмена понятий, когда говорят об уличном искусстве: люди чаще подразумевают стрит-арт, а не граффити. Будучи уличным художником, на холстах я всегда остаюсь верен своим практикам и отражаю эстетику граффити через цветовые решения и ломаные линии.
Стало много работ со смысловой нагрузкой, интересных стилистически — уличное искусство всегда было многогранным, потому что оно ничем не ограничено, у него нет рамок.
За последние годы в России открылось большое количество галерей с актуальным искусством, прошло огромное число выставок, что позволило художникам почувствовать себя более крепко на ногах и продолжать раскрывать свой творческий потенциал и мотивировать новое поколение авторов
Никита Тлён
Так как я живу и работаю в Москве и нахожусь преимущественно в столичном граффити-сообществе, о трендах могу говорить только исходя из опыта взаимодействия с достаточно замкнутым кругом художников.
![Никита Тлён](/upload/images/post/post_9335_p12.jpg)
![Никита Тлён](/upload/images/post/post_9335_p13.jpg)
Новых практик и заметных тенденций сейчас не очень много. Задавать их, делать что-то заметное становится все труднее — в последние годы на улицах Москвы стараются искоренить нелегальное граффити, которым я занимаюсь. Начинающие ребята сейчас посвящают себя в основном стикерам: стикер-среда в Москве достаточно развита, как и направление созданий своих персонажей и продумывание их «вселенных» и концепций. Год назад стали снова популярны барельефы и другие более сложные с точки зрения установки на улице элементы — но из-за искоренения нелегального стрит-арта увидеть такие работы на улицах можно редко.
В своих работах уличные художники откликаются на события, происходящие в стране и мире, высказывают свои внутренние переживания или, наоборот, создают стрит-арт объекты, направленные на поддержку зрителя и его эмоционального состояния.
С каждым выходом на улицу я хочу привносить что-то новое в мир, в котором я существую, украшать город, в котором я живу.
Бывают случаи, когда можно услышать положительные комментарии: люди интересуются, например, принимаем ли я и другие художники заказы, или где можно увидеть другие наши работы. Это происходит редко, но в этих случаях качество важнее количества.
На обложке: работа Алексея Бархана.