Наосима — мекка ценителей искусства: чем живет и привлекает туристов крошечный японский остров
При площади всего около 15 квадратных километров остров Наосима, затерянный внутри японского архипелага, отличается концентрацией достойных внимания арт- и архитектурных объектов. Поездке сюда стоит отвести такое же важное место в календаре, как посещению Токио или Киото, — уверена дизайнер Аня Саркисьянц, для которой остров стал одной из самых запоминающихся локаций во время путешествия по Японии. По просьбе Design Mate она поделилась своими путевыми заметками и полезными рекомендациями.
Аня Саркисьянц дизайнер общественных интерьеров, основатель и арт-директор студии Designic
Искусство в окружении природы
Одним из самых ярких впечатлений от моей поездки в Японию стал Наосима — остров современного искусства. От материка до него ходит паром: дорога займет пятнадцать минут. Пока плывешь, возникает одна-единственная мысль: «Неужели Япония может быть и такой тоже». С точки зрения ландшафта остров представляет собой микс Греции, Сицилии и чего-то еще знакомого, но едва уловимого. Кстати, Япония в целом оказалась неожиданно многогранной: на севере это «Камчатка», а на юге — «Гавайи».
Lee Ufan Museum
Инсталляция Хироси Сугимото «Мондриан», стеклянный чайный домик
Остров Наосима долгое время был в забвении, которым наслаждались местные пенсионеры, живя в абсолютной тишине и спокойствии. До момента, пока японский меценат Соитиро Фукутаке не решил развивать эту часть страны, вложив более 240 млн евро в строительство целого комплекса — Benesse House. Как говорит сам Фукутаке, лучшее место для просмотра современного искусства — это не белостенный музей в Нью-Йорке, Париже или даже Токио, а именно этот крошечный остров. Он превратил смердящие промышленные свалки в гламурное место для культурного истеблишмента, любителей искусства и известных коллекционеров со всего мира.
Инсталляция Яёи Кусамы
Внутри музея-отеля Benesse House
Французский титан предметов роскоши Франсуа Пино, греческий промышленный магнат Дакис Джоанну, покровитель искусств Лос-Анджелеса Эли Брод и другие представители мировой культурной элиты почтили своим присутствием открытие Benesse House.
Art House Project
Go'o Shrine, Хироси Сугимото
«Большинство городских музеев — это просто места, где вывешивают прекрасное искусство. Искусство, здание и окружающая среда должны работать вместе, чтобы разбудить зрителя», — говорит Фукутаке. Именно поэтому для острова разработали концепцию на основе трех составляющих – природы, искусства и архитектуры, – и это чувствуется на каждом квадратном метре.
Gua-Gua, Жан-Мишель Баския
Сай Твомбли
Только представьте: вы просыпаетесь рано утром, смотрите в окно, а там горы, море, цикады. Затем спускаетесь вниз на пару этажей, где без охраны или бархатных канатов, ограничивающих доступ, попадаете в музей, полный первоклассных работ: бронза Джакометти 1962 года, произведение Дэвида Хокни с изображением бассейна, побеленная работа Джаспера Джонса с алфавитом и окруженная витиеватой дорожкой неоновая скульптура обладателя награды Венецианской биеннале Брюса Наумана, высвечивающая провокационные афоризмы красного, розового, синего и желтого цветов: «Чувствуй и умри», «Бойся и живи».
Только ради такого «утра» стоит посетить это место.
Вид из номера на работу Shipyard Works Bow with Hole, Синро Отакэ
В Музее искусств Тичу
Над Benesse House Фукутаке работал вместе с архитектором Тадао Андо, лауреатом Притцкеровской премии, известным своей минималистской чувствительностью, невероятными углами и свободным использованием гладкого, неокрашенного бетона. Вместе они создали комплекс элегантно спроектированных сооружений, три из которых высечены в холмах острова Наосима.
Самое поразительное сооружение по проекту Андо — Музей искусств Тичу (chichu в переводе с японского означает «под землей»). Здание почти полностью находится под землей, но это совсем не ощущается благодаря двум открытым небу и стихиям внутренним дворам, окруженным наклонными дорожками и световыми люками в трех самых больших комнатах. В Тичу хранятся работы всего трех авторов, включая «Кувшинки» Клода Моне. Собственно, для нее и строился музей (вот это я понимаю, подход!). Перед тем как войти в помещение, посетители должны надеть мягкие белые тапочки, чтобы не испачкать светящиеся белые напольные плитки из каррарского мрамора. Очень необычное ощущение испытываешь в этот момент.
Вид из номера на работы Хироси Сугимото
аромат Comme des Garçons, созданный специально для Музея Тичу
Повторюсь, такое удивительное пространство, и всего три автора — Клод Моне, Джеймс Таррел, отвечающий за свет, и Уолтер де Мария, отвечающий за форму, а эмоций столько, как будто ты увидел тысячу мировых произведений.
Место для такого музея выбрано явно не случайно и очень логично вписывается в смысловую инфраструктуру прилегающих к нему территорий. Фукутаке считал, что город является разрушительным центром денег и стресса. «Токио — это хаос и безумие, как Нью-Йорк. Слишком много развлечений, слишком много товаров, слишком много людей. Лучше ценить искусство в окружении природы», — как-то сказал он и был абсолютно прав.
Самая известная скульптура на острове — “Тыква” Яёи Кусамы
Помимо работ внутри комплекса, по всей территории острова разбросаны инсталляции и арт-объекты разных именитых авторов, таких как Яёи Кусама. После прибытия на остров первое, что видят путешественники, — ее знаменитую «тыкву». Вот так запросто — на причале в порту. Гуляя по острову, как бы невзначай, постоянно натыкаешься на предметы искусства: и все это в оглушающих звуках цикад и аромате трав при 35-градусной жаре.
Справа – Banzai, Юкинори Янаги
Полезные заметки для путешественников
Расскажу немного о бытовой стороне вопроса для тех, кто захочет остановится прямо на острове. Здесь везде не музей при отеле, а отель при музее, даже если это Benesse House. Не ждите идеальный сервис – его тут просто нет, – но он совершенно точно компенсируется близостью к великому искусству. Завтрак, обед и ужин хоть и не самые лучшие, зато за утренним кофе можно созерцать работы Баския или Твомбли, и все это в бетонных стенах Тадао Андо. Привилегия для тех, кто живет в отеле, — доступ в музей до 23:00. Можно в одиночку, ночью бродить в окружении великого современного искусства, изучать неоновую инсталляцию Брюса Наумана, мигающую для тебя одного — это точно того стоит.
Завтрак внутри комплекса Benesse House; ресторан в Benesse House
Чтобы в спокойном режиме познакомиться с арт-островами и составить максимально полное представление о них, рекомендую запланировать на поездку три-четыре дня. Предлагаю примерный маршрут на каждый из них:
День 1. Переезд из Токио или Киото, далее переправа на пароме до острова Наосима. Осмотр Benesse House и всего, что относится к комплексу. Он закрывается довольно рано, к тому же многие инсталляции и работы находятся далеко друг от друга, поэтому советую отвести на просмотр целый день.
День 2. Продолжить исследовать остров Наосима и Арт-Хаусы (Art House Project) — это художественный проект в районе Хонмура. Художники берут за основу пустые дома, разбросанные по жилым районам, и превращают пространства в произведения искусства, вплетая в них историю и воспоминания о периоде, когда в зданиях жили и активно использовали их. Там представлены хоть и небольшие, но очень достойные работы (Тадао Андо, Яёя Кусама, Джеймс Таррел и так далее) — в общем, искусства хватит на целый день.
День 3. Переезд на остров Тэсима (Teshima). По размерам он сопоставим с Наосимой и интересен несколькими ключевыми работами — все они находятся в Teshima Art Museum, спроектированного сооснователем бюро SANAA и притцкеровским лауреатом Рюэ Нисидзавой. Здесь можно увидеть несколько проектов Кристиана Болтанского и пары других художников. Работ здесь представлено меньше по количеству и масштабу, поэтому остаток дня можно провести еще более спокойно и расслабленно — погулять по пляжу, посидеть в уютном стильном кафе, пройтись по пышному лесу.
День 4. Переезд на совсем крошечный островок Инудзима (Inujima): на нем живет всего 70 человек. Здесь есть очень классный масштабный проект: заброшенная и полуразрушенная медеплавильная фабрика, где организовано удивительное арт-пространство, а еще несколько стоящих работ японских художников. Обойти остров можно за полдня, поэтому продолжить маршрут рекомендую уже на материке — например, в Киото. И напоследок поделюсь фильмом, который поможет закрепить впечатления или перенестись в атмосферу Японии: «Тадао Андо: от пустоты до бесконечности». Хорошее документальное кино о великом японском архитекторе-самоучке — единственном, кто получил четыре самые престижные премии в этой области: Притцкеровскую, Carlsberg, Praemium Imperiale и Киотскую.
На обложке: отель Benesse House. Фото: Remote Lands.