Остров искусства: 6 инсталляций Венецианской биеннале, которые можно увидеть прямо сейчас
В Венеции в разгаре 59-я биеннале современного искусства. На фоне национальных павильонов и авангардных арт-проектов архитекторы, дизайнеры и художники создают яркие сайт-специфик инсталляции, разбросанные по главным локациям выставки. Рассказываем о шести работах на актуальные темы — от сохранения экосистем и поиска идентичности до возвращения к традициям древних культур.
Павильон Hanji House, Stefano Boeri Architetti
Павильон Hanji House. Фото: Guoyin Jiang
Инсталляция от итальянской студии Stefano Boeri Architetti расположилась во дворе Палаццо Контарини Полиньяк — дворце с видом на венецианский Гранд-канал. Геометрическая форма павильона навеяна работами южнокорейского художника Кван Йонг Чана. Угловатые силуэты повторяют его миниатюрные кристаллические скульптуры, которые он сам называет «архитектурой бумажного дерева». Свое название – Hanji House – павильон заимствует от одноименной корейской формы бумаги, изготовленной вручную из тутовых деревьев.
Скульптура Кван Йонг Чана в Палаццо Контарини Полиньяк. Фото: Элис Клэнси
Команда архитекторов обтянула острые формы постройки белоснежной бумагой, чтобы сделать сходство с творчеством художника еще сильнее. По словам Stefano Boeri Architetti, Hanji House спроектирован еще и как абстрактная отсылка к окружающей его архитектуре Венеции, от готических соборов до ренессансных палаццо.
Инсталляция Sovereignty в национальном павильоне США, Симона Ли
Инсталляция Sovereignty. Фото: Тимоти Шенк, предоставлено художницей и галереей Matthew Marks Gallery (Нью-Йорк)
Художница Симона Ли, автор проекта Sovereignty, стала первой чернокожей женщиной, представляющей Соединенные Штаты на Венецианской биеннале. Этот факт сформировал и тему ее инсталляции — воссоздание историй чернокожих женщин в мировой истории и культуре. Ключевым элементом проекта стала масштабная скульптура абстрактной формы, которая расположилась на входе в павильон. Она напоминает и архитектурный памятник, и силуэты женского тела.
Инсталляция Dixit Algorizmi: The Garden of Knowledge, Space Caviar
Фото: Gerda Studio
Итальянцы из Space Caviar (одни из создателей миланской площадки Alcova) в этот раз экспериментируют с индустриальной эстетикой. Команда создала инсталляцию для национального павильона Узбекистана, в которой отразила интерьеры старого судостроительного склада в Arsenale. На площади 500 кв. м дизайнеры разместили зеркальный пол, глянцевые ступеньки и скульптурные элементы, напоминающие традиционные резервуары с водой. Проект отражает образ сада — важного пространства в исламской культуре, которое символизирует место для встреч и общения.
Инсталляция The Concert в национальном павильоне Швейцарии, Латифа Эчахч
Фото: Самуэле Керубини, предоставлено Латифой Эчахч
В проекте для швейцарского павильона художница Латифа Эчахч стремилась создать полноценное погружение в музыку при отсутствии звука. Отталкиваясь от этой задумки, она разработала инсталляцию, эстетика которой отсылает к песчаному ландшафту фестиваля Burning Man. Гостей встречают масштабные скульптуры в форме голов, окруженные гравием и сгоревшими деревянными элементами. Постепенно проходя в более темное пространство, зритель остается наедине со звуком своих шагов и силуэтами, которые то появляются, то исчезают, создавая магическую и церемониальную атмосферу.
Инсталляция After Dreams: I Dare to Defy the Damage в национальном павильоне Венгрии, София Керестеш
Фото: Дэвид Биро и Кристина Билак, предоставлено художницей и GIANNI MANHATTAN (Вена)
Для венгерского национального павильона художница и скульптор София Керестеш создала работы в своем фирменном игривом стиле. В инсталляции сочетаются стеклянная мозаика, волнообразные формы и причудливая цветовая палитра. Скульптуры художницы вдохновлены поискам идентичности, который становится особенно актуальным с ростом популярности социальных сетей. В своих работах она как будто бы противостоит этому явлению, демонстрируя новое ощущение телесности.
Фото: Дэвид Биро и Кристина Билак, предоставлено художницей и GIANNI MANHATTAN (Вена)
Благодаря цепочкам, которые соединяют элементы инсталляции After Dreams, ее отдельные части не существуют изолированно.
Проект Turba Tol Hol-Hol Tol в национальном павильоне Чили, куратор Камила Марамбио
Фото: Уго Кармени
Turba Tol Hol-Hol Tol — это коллективный проект под кураторством Камилы Марамбио. Инсталляция расположилась в чилийском национальном павильоне и затрагивает экологическую тематику. Авторы решили исследовать феномен сохранения торфяников, которые считаются наиболее эффективной природной экосистемой для накопления углерода. Проект рассказывает о том, какое важное место занимают эти биологические объекты в культуре коренных народов, что особенно усиливается на фоне изменения климата. Для создания инсталляции художники работали с культурными фондами, обществами охраны природы и национальными парками.
На обложке: павильон Hanji House по проекту Stefano Boeri Architetti. Фото: Элис Клэнси.