Лэнд-арт и пирамиды: 7 инсталляций фестиваля Forever Is Now в Гизе
Третья по счету и самая крупная на сегодняшний день выставка Forever Is Now, которая открылась на плато Гиза, объединяет современных художников со всего мира. Вдохновляясь культурным наследием Древнего Египта, авторы создают масштабные арт-объекты — не статичные скульптуры, а интерактивные работы, приглашающие зрителей к исследованию и активному взаимодействию. Увидеть, как участники превратили историческое место в площадку для игры и экспериментов, можно до 18 ноября, а мы рассказываем о семи эффектных проектах выставки в новом материале.
RA Сабин Марселис
Фото: © AFP; © Kollectiv
В инсталляции RA нидерландский дизайнер Сабин Марселис задействовала ламинированное солнечное стекло: в течение дня поверхность объекта собирает энергию, трансформируя ее в свет с наступлением ночи. Проект неслучайно содержит отсылку к солнечным часам — считается, что старейшие из них были изготовлены именно египтянами. Сабин Марселис отдает дань уважения культуре места и в названии: как известно, Ра — это египетский бог солнца. В зависимости от погодных условий палитра скульптуры постоянно меняется, переливаясь от желтого к красному.
Inside Out Giza 2022 - 2023 JR
Фото: © AFP
Французский художник JR известен на весь мир своими гигантскими черно-белыми портретами, которые он размещает вблизи знаковых достопримечательностей. Автор уже участвовал в Forever Is Now в прошлом году и решил применить этот опыт для создания новой работы. Инсталляция Inside Out Giza 2022 - 2023 представляет собой огромное полотно с портретами посетителей прошлогодней выставки. По задумке художника 20-метровая работа становится потоком личных высказываний и вступает в диалог с Великими пирамидами Гизы.
Horizon Костас Вароцос
Фото: © Kollectiv
Известный греческий скульптор Костас Вароцос обращается к древнеегипетскому наследию напрямую, подчеркивая общемировое значение пирамид Гизы. Он установил напротив них восемь соединенных между собой металлических колец, наполовину заполненных тонкими слоями стекла. Текстура материала создает эффект поверхности воды, а четкая линия формирует импровизированный горизонт. Таким образом Вароцос стремился продемонстрировать взаимосвязь Великих пирамид с Нилом.
Meditation on Light Dionysios
Фото: © AFP
Другой автор из Греции – Dionysios – описывает Великие пирамиды как священное и значимое для него самого место. Чтобы передать ощущение спокойствия, умиротворения и ясности, которое художник нашел здесь, он создал арт-объект Meditation on Light. Инсталляция выглядит как масштабный ковер с текстурированной поверхностью, отражающей путь солнца от заката до рассвета. Dionysios отмечает, что его работа будет «активирована», только когда зритель наступит на нее.
The Ghost Temple Сэм Шенди
Фото: © AFP
В арт-объекте The Ghost Temple скульптор Сэм Шенди воплощает отпечаток, который древнеегипетская цивилизация оставила на планете. Инсталляция задумана художником в форме храма, который, возможно, когда-то существовал на этой земле и до сих пор остается источником сильной энергии. Для реализации своей задумки Шенди выбрал ярко-красные стальные прутья, благодаря которым «призрачный» объект еще сильнее контрастирует с пустынным пейзажем.
As Above, So Below (Dome of Starry Sky) Мохаммед Банави
Фото: © AFP
При создании своей инсталляции художник Мохаммед Банави вдохновлялся древнеегипетской астрономией, в которой гармонично сосуществовали понятия материального и духовного. Силуэт 10-метрового арт-объекта сформирован скульптурами в виде морских звезд, установленными на тонких стержнях, и перекликается с самими пирамидами на заднем фоне. Еще одна отсылка в работе связана с загадочными древними текстами, повествующим о борьбе с хаосом и тьмой с помощью законов равновесия и гармонии.
Mirror Gate Пилар Зета
Фото: © AFP
Помимо Банави, к характерной форме пирамиды обратилась и аргентинская художница Пилар Зета. Инсталляция Mirror Gate приглашает зрителей взглянуть на мистическую сторону египетской культуры. Выполненная преимущественно из известняка, она представляет собой скульптурный портал и дорожку с шахматной поверхностью, ведущую к зеркальному яйцу — символу всего сущего. Сама Пилар описывает свою инсталляцию как «врата между временем и пространством».
На обложке: инсталляция The Ghost Temple Сэма Шенди. Фото: © AFP.