Поэт архитектуры: ретроспектива Альдо Росси в миланском Музее Новеченто
Куратор Фонда Альдо Росси Кьяра Спангаро собрала в Музее Новеченто более 350 работ итальянского архитектора. Выставка с говорящим названием «Aldo Rossi. Design 1960-1997» исследует его достижения в необъятном мире дизайна XX века, переосмысляя их через призму разных жанров. Зрители масштабной ретроспективы увидят не только предметы мебели, созданные Росси, но также прототипы, картины, рисунки и этюды, раскрывающие дизайн-вселенную знаменитого итальянца.
В работах Альдо Росси, будь то коллекция Tea & Coffee Piazza для Alessi или плавучий павильон Teatro del Mondo для Венецианской биеннале, можно заметить размышления о взаимосвязи городского ландшафта, монументальности и объектов. Это исследование создает визуальную эстетику Росси, существующую на стыке промышленного производства и ремесла. Выпускник альма-матер многих итальянских дизайнеров и архитекторов – Миланского технического университета – Росси считается одним из пионеров постмодернизма. Известный прежде всего как архитектор, он пришел в мир дизайна благодаря своему другу и арт-директору Molteni Луке Меде, а в 1990-м году стал первым итальянцем, получившим Притцкеровскую премию.
Альдо Росси с креслом Parigi для UniFor, 1989. Фото: © Federico Brunetti
Начиная с 1970-х годов архитектор экспериментировал с формами и материалами, сочетая металл и дерево, мрамор и камень, керамику и фарфор, текстиль и пластик. За почти двадцать лет активной практики Росси создал мебель и предметы интерьера, которые до сих пор выпускаются такими фабриками, как Artemide, Designtex, Atelier Bruno Longoni, Molteni&C и UpGroup. Кьяра Спангаро совместно с Фондом Альдо Росси и издательством Silvana Editoriale собрала знаковые творения дизайнера, созданные в период с 1960-го по 1997-й годы и подчеркивающие его обширный опыт как теоретика архитектуры. Организаторы стремились не просто продемонстрировать экспонаты, но именно смешать архитектуру, дизайн, личные предметы и картины, которые бы в полной мере воссоздали мир Альдо Росси.
Выставка в Музее Новеченто — это не антология дизайна Альдо Росси, а скорее визуальный сборник основных мотивов в его творчестве. Некоторые из них представляют собой темы логического смысла, некоторые, наоборот, выражают более поэтические идеи — например, фотографии из личного архива, которые нам предоставили дети архитектора. Главное заявление экспозиции выражено в концепции тесной связи объектов Росси с его рисунками и архитектурой, а также в отражении больших и малых масштабов.
Сценографию выставки, которая во многом отражает метод Альдо Росси, разработало бюро MA Architects во главе с архитектором Моррисом Аджми. Будучи деловым партнером Росси в Нью-Йорке, он воссоздал вселенную дизайнера с помощью его проектов, прототипов и ремесленных изделий, вплоть до реконструкции домашнего пространства. Каждый из девяти залов по-своему отражает взаимосвязь между графическими рисунками и объектами промышленного дизайна.
Шкаф Piroscafo (дизайн Альдо Росси и Лука Меда), 1992. Фото: © Eredi Aldo Rossi, Molteni&C
Отличительная черта всех проектов Альдо Росси — это синтез рационализма, метафизики и постмодернизма, который обнаруживается даже в его менее известных работах.
Кьяре Спангаро, которая уже давно исследует наследие Росси, удалось реконструировать его неизвестные проекты. Многие из них были созданы дизайнером в период активного сотрудничества с мебельными фабриками, но так и не запустились в производство. Эти работы помогли воссоздать вселенную Альдо Росси, которая оказалась гораздо богаче той, которую обычно ассоциируют с его именем. Собрать несколько сотен объектов под одной крышей удалось благодаря коллаборации с архивами брендов и музеями, включая нидерландский Музей Боннефантен, Центр Жоржа Помпиду в Париже и Национальный музей искусств XXI века в Риме.
Коллекция Tea & Coffee Piazza для Alessi, 1983. Фото: © Eredi Aldo Rossi. Courtesy Fondazione Aldo Rossi
Шкаф Cabina dell’Elba для Bruno Longoni Atelier, 1982. Фото: © Eredi Aldo Rossi. Courtesy Fondazione Aldo Rossi
Экспозиция сопровождается насыщенной программой мероприятий и дополнена одноименным каталогом, выпущенным издательством Silvana Editoriale. Сборник включает в себя критическое эссе историка Домициллы Дарди и впервые объединяет все проекты дизайнера — известные и неопубликованные.
Рисунки Альдо Росси. Фото: © Eredi Aldo Rossi, Fondazione Aldo Rossi
Несмотря на утверждения экспертов и теоретиков дизайна о том, что функциональность все же не была приоритетом в практике Росси, его объекты продолжают производиться и активно использоваться даже спустя десятилетия, оставаясь желанными для многих коллекционеров. С помощью масштабного исследования и неожиданных находок кураторам удалось воспроизвести уникальный подход, который характеризует одну из главных фигур итальянского дизайна XX века.
Выставка «Aldo Rossi. Design 1960-1997» открыта в Музее Новеченто до 2 октября 2022 года.
Фото на обложке: Museo del Novecento.