«Искусство перевозки искусства»: что успеть увидеть на специальной выставке Музея русского импрессионизма
До 22 мая в Музее русского импрессионизма проходит необычная выставка «Искусство перевозки искусства». Спецпроект дополняет экспозицию «Авангард: на телеге в XXI век» и рассказывает о закулисном путешествии картин и арт-объектов. Помимо интерактивных экспонатов, зрители могут увидеть работы ведущих российских художников, которые творчески переосмысливают эту тему. Рассказываем о том, как создавался и чем удивляет проект.
Основная задача спецпроекта «Искусство перевозки искусства» — показать, как за сто лет изменился процесс транспортировки и хранения арт-объектов. Если в 1920-е годы, как это было с картинами авангардистов, экспонаты перевозили буквально на телеге, сейчас музеи используют профессиональное оборудование и специально разработанные для этих целей элементы. На смену обычному сену пришли современные упаковочные материалы, а деревянные короба заменили современные ящики с различными датчиками.
Теперь вместо художников и коллекционеров, которым в прошлом веке приходилось самим отправлять произведения искусства, транспортировкой картин и скульптур занимаются специальные арт-логистические компании. В партнерстве с одной из них – Fineartway – и была создана экспозиция. Кураторы знакомят зрителей с разнообразием современного оборудования, среди которого — автомобили с пневмоподвеской, климатические ящики и бескислотные упаковочные материалы.
Год назад мы приняли решение делать в Музее русского импрессионизма спецпроекты, которые бы тематически продолжали основную выставку. В процессе подготовки экспозиции «Авангард: на телеге в XXI век» мы поняли, что было бы интересно рассказать посетителям, почему сто лет назад для перевозки картин выбрали именно телегу, и какой транспорт заменил ее сегодня. По какой причине тогда эта самая телега, а вместе с ней более 300 работ ведущих мастеров первой трети XX века застряли в небольшом городке, и почему сегодня подобная ситуация практически невозможна. Об этой скрытой части нашей работы гости всегда спрашивали, и мы решили, что пришло время приоткрыть завесу.
Логистика произведений искусства — это достаточно сложный процесс, и мы перепробовали множество вариантов, стараясь поместить рассказ обо всех аспектах транспортировки в наше небольшое пространство и при этом доходчиво объяснить, как все происходит на практике.
Почему перевозка искусства — это искусство
Транспортировать хрупкую гипсовую скульптуру, картину на холсте или графический лист под стеклом — задача недешевая и не такая легкая, как может показаться на первый взгляд. Эта сторона выставок и арт-проектов не всегда известна обычному зрителю, в то время как деликатное обращение с произведениями искусства и правильно выбранный скотч или пленка напрямую влияют на судьбу работы.
И несколько десятков лет назад, и сегодня для перевозки искусства использовали ящик. Менялся лишь его наполнитель, который должен надежно фиксировать предмет. От соломы и сена, которые стоили дешево и впитывали излишнюю влагу, мир перешел к доступным бумаге и ветоши, а затем к пенопласту и поролону. Последние появились в XX веке и ценились за невысокую стоимость, небольшую плотность и вес. Один из современных материалов, который находится в распоряжении музеев, — это скотч. Он может быть прозрачным, цветным или содержать специальную маркировку. Важно, чтобы при отклеивании на стеклах не оставалось следов, поэтому все чаще специалисты отдают предпочтение «бесследному» скотчу.
В 2020-х за сохранность произведений искусства отвечает воздушно-пузырьковая пленка. Придуманная в 1957 году, она имеет десятки разновидностей и подходит практически для любой задачи. Однако основной недостаток этого материала — малая пропускная способность воздуха, что не позволяет хранить в нем произведения в течение долгого времени.
Только скотча, ящика и наполнителя сегодня недостаточно — компании обязательно прибегают к дополнительному оборудованию, например, индикаторам наклона и удара, терморегистратору, пластиковой и тросовой пломбам. Все они используются для разных целей — реагируют на изменение угла наклона, температуры или влажности; исключают возможность вскрытия ящика; надежно фиксируют груз внутри перевозочного фургона.
Современные материалы для перевозки и хранения искусства не только влияют на безопасность картин, но и вдохновляют художников на создание креативных проектов. Так, свои работы на экспозиции «Искусство перевозки искусства» представили Миша Most, Валерий Чтак и Джейкоб Якубов. Авторы оформили автомобиль компании Fineartway, воплотили приемы художников-авангардистов, использовавших в своих произведениях доски, куски обоев, линолеум, а также добавили воздушно-пузырьковую пленку как «символ непостоянства вещной среды, в которой нет ничего, кроме воздуха».
«Мы задумывали эту выставку по большей части интерактивной, чтобы посетители могли сами поучаствовать в процессе транспортировки. Здесь гости и расслабляются, и упаковывают (а затем распаковывают) себя в воздушно-пузырьковую пленку (в народе – “пупырку”), и создают из скотча новые произведения искусства. Этой выставкой мы хотели погрузить посетителей в музейную “кухню”, рассказать о нашей работе, о том, как готовятся экспозиции, как вообще все эти картины, рисунки и скульптуры появляются в стенах музея. Кажется, получилось», — добавляет Дарья Урядова.
Спецпроект «Искусство перевозки искусства» открыт до 22 мая. Приобрести билеты можно на сайте Музея русского импрессионизма.
Все фотографии предоставлены Музеем русского импрессионизма.