Выбор куратора: Азат Романов о своих любимых экспонатах на выставке «МИР! ДРУЖБА! ДИЗАЙН! История российского промышленного дизайна»
До 29 марта в Третьяковской галерее на Крымском Валу продлится выставка «МИР! ДРУЖБА! ДИЗАЙН! История российского промышленного дизайна». Выставка стала первым проектом, реализованным Московским музеем дизайна на новой площадке, — в Западном крыле Новой Третьяковки.
Экспозиция посвящена развитию отечественного промышленного дизайна периода 1950–2020-х годах. Образцы гражданской продукции, выпускаемой на оборонных предприятиях СССР, примеры того, как конверсия работает сегодня, — всего на выставке представлено более 300 объектов, собранных со всей России.
О своих любимых экспонатах редакции Design Mate рассказал Азат Романов, один из кураторов проекта.
Азат Романов дизайнер, историк дизайна, коллекционер
«Я начал собирать свою коллекцию в 2004 году после прочтения статьи художника Дмитрия Гутова о дизайне эпохи «оттепели». В то время ценителей этой эстетики в России практически не было, термин midcentury в русскоязычной среде не употреблялся. Моя коллекция началась с пластмассовой треугольной пепельницы, выпущенной заводом «Комсомольская правда» в 1962 году, которую я нашел на развалинах снесенного дома.
Я собирал коллекцию, расклеивая по подъездам объявления «Куплю предметы быта хрущёвской эпохи». Было сложно объяснить, что меня интересует не типичный антиквариат (хрусталь, фарфоровые фигурки и бронзовые самовары), а копеечные пластмассовые предметы 1960-х и трёхногие табуреты.
Многие ключевые экспонаты коллекции я нашёл на помойках, так как цены им никто тогда не знал. Впоследствии Московский музей дизайна презентовал их на выставках в разных городах России и в Европе.
По образованию я дизайнер средств транспорта. Люблю Ленинград, советские автомобили и творчество «оттепели». Оно свежее, яркое честное, полное надежд и патетики строительства нового быта. Я верю в человеческий разум. Уверен, что дизайн — средство гуманизации среды».
Сверхзвуковой пассажирский самолет ТУ-144
В авиационной части экспозиции мой фаворит — ТУ-144 — на мой взгляд, один из самых красивых самолетов в мире. Как говорил его создатель Андрей Туполев: «Некрасивые самолеты не летают». ТУ-144 не только хорош внешне, но очень интересен и сложен технологически: так, при посадке и взлете нос модели самолёта опускался, чтобы не мешать обзору пилота. Лайнер поднялся в воздух в конце 1968 года — на три месяца раньше, чем его англо-французский аналог «Конкорд». Этот самолет для меня – один из символов советского дизайна. У нас на выставке представлен макет, собранный вручную в ОКБ Туполева.
Сверхзвуковой пассажирский самолёт Ту-144 (1968 год), Макет 1:50, ручная сборка, экспонат предоставлен ПАО «Туполев». Фото предоставлено пресс-службой ММД
Мотоцикл «ИЖ Cafe racer»
Целый раздел выставки посвящен мототехнике, самому доступному виду личного транспорта для советского человека. Здесь мы собрали несколько поколений мотоциклов Ижевского машиностроительного завода. Мой любимый экспонат — самый свежий в линейке — электромотоцикл, представленный в ноябре 2019 года. Прототип создан концерном «Калашников», входящим в госкорпорацию «Ростех». «Калашников» — наследник «Ижмаша», который сейчас владеет брендом «Иж».
Мотоцикл для водителя-одиночки выполнен в ретро-стилистике так называемых «кафе-рейсеров» — неотъемлемой части английской субкультуры периода 60-х годов. Во внешнем виде мотоцикла нет выступающих деталей — его дизайн лаконичен. Особенно приятна визуальная преемственность: к созданию машины причастны дизайнеры, которые занимались мотоциклами еще в советское время.
Электромотоцикл «Иж Cafe racer» 2019. Прототип. Промышленное производство, концерн «Калашников» (ГК «Ростех»). Фото предоставлено пресс-службой ММД
Мотоцикл «ИЖ-Планета Спорт 350»
Спортивных автомобилей в продаже в СССР не было, а вот мотоциклы были. «ИЖ-Планета Спорт» — первое транспортное средство спортивного назначения, которое выпускалось в Советском Союзе и было доступно в свободной продаже. Его дизайн был разработан совместно с ВНИИ технической эстетики. Мотоцикл развивал скорость до 140 км/ч. Модель выпускали 10 лет с 1973 года на «Ижмаше». Сначала в мотоцикле были импортные комплектующие: в частности, электрооборудование, потом их заменили отечественными аналогами — качество снизилось, и мотоцикл перестал пользоваться спросом.
Мотоцикл дорожно-спортивный среднего класса «ИЖ-Планета Спорт 350». Фото предоставлено пресс-службой Инженерного центра l-Дизайн.
Малая чаша Олимпийского огня
Гордость нашей выставки — олимпийские предметы. Малая чаша Олимпийского огня, выпущенная к Олимпиаде-80, была разработана Александром Сергеевым, ведущим художником ОКБ Туполева, автором интерьеров ТУ-144. К особым конструкторским бюро, которые занимались самыми важными, в том числе и военными разработками, обращались, когда речь заходила о престиже страны. Олимпиада — как раз такой случай. В ОКБ Туполева отлично знали, как работать с тугоплавкими материалами, рассчитанными на длительный нагрев, и могли гарантировать, что чаша не потеряет внешний вид и огонь не потухнет.
Слева: малая чаша Олимпийского огня. Ведущий художник А.И. Сергеев, Кузьминский Р.А. ОКБ им. А.Н. Туполева, 1979 год. Справа: макет, ручная сборка, экспонат предоставлен ПАО «Туполев». Фотографии предоставлены пресс-службой ММД
Факел для эстафеты Олимпийского огня
Создан Владимиром Пирожковым к зимней Олимпиаде в Сочи 2014 года. Интересна форма: это и буква «Р» (Россия), написанная полууставом, и перо Жар-птицы — символ стремления к цели. Факел кажется массивным, но держать его удобно: весь вес сосредоточен в рукоятке. Внутри у факела система двойного горения: если внешний огонь гаснет, то он сразу же загорается от внутреннего пламени. В олимпийском факеле слилось воедино русское ДНК в образе и производственные возможности оборонного военно-промышленного комплекса. Заказ на его изготовление в количестве 16000 экземпляров был передан Красноярскому машиностроительному заводу. «Красмаш» имеет богатую историю: он производил и товары бытового назначения (например, холодильники «Бирюса»), и межконтинентальные баллистические ракеты. Думаю, его можно было бы назвать символом нашей выставки.
Факел Олимпийских игр «Сочи-2014», авторства Владимира Пирожкова. Фото предоставлено пресс-службой ММД.
Трехногий табурет «Спутник» 1972 года
В модели табурета хорошо сочетаются физика и лирика, столь свойственные эпохе шестидесятых. В его образе читается романтика освоения космоса и стремление к новой жизни с новой легкой мебелью. Это очень функциональный, продуманный предмет, воплощение принципа разумной достаточности. Минимум материала и максимум смысла. Создатели табурета имели в виду не только космический спутник, но и то, что сопровождает тебя в пути. Табурет складной и очень компактный. Эту плоскую шайбу удобно брать с собой: положить в рюкзак, в машину или просто повесить на руку, для этого есть петля. Табурет весит полтора килограмма, и, несмотря на то, что ножки кажутся тонкими, он может выдержать нагрузку до 130 кг. Трехногий табурет, летящий как спутник, — мой маскот, тотемный предмет, если так можно сказать.
Трёхногий складной табурет «Спутник». ПО «Южный машиностроительный завод имени А. М. Макарова», Днепропетровск, 1972 год. Из коллекции А. Романова. Фотографии предоставлены пресс-службой ММД
Акустическая система «Янтарь»
Николай Слесарев — один из интереснейших промдизайнеров Ленинграда. Он работал в закрытом ЦНИИ «Лот», проектировал судовую электронику и радиоаппаратуру, а для НПО «Океанприбор» разработал немало авангардных проектов аудиотехники.
«Янтарь» напоминает архитектурное сооружение: для архитектуры 70-80-х были характерны строгие формы и монументальные декоративные панно, в то время как в технике подобное «украшательство» не приветствовалось. Дизайнеры находили возможность сделать технически необходимые вещи эстетически привлекательными. Акустическая линза, предназначенная для рассеивания звука, выглядит как произведение декоративно-прикладного искусства. Худсовет Ленинградского отделения Худфонда РСФСР отметил удачное решение проекта, о чем есть запись с оборотной стороны планшета.
Слева: выдающийся советский дизайнер Николай Слесарев. Справа: акустическая система «Янтарь» авторства Николая Слесарева, Ленинградское отделение художественного фонда РСФСР, Комбинат декоративного искусства, 1983. Эскиз. Бумага, гуашь, карандаш. Фотографии из архива семьи Слесаревых.
Радиоприемник «Микро» зеленоградского завода «Ангстрем»
Вещь, опередившая эпоху и произведшая настоящий фурор в свое время. В 1964 году было невозможно себе представить, что радиоприемник может быть меньше коробки спичек и весить 20 граммов. Неудивительно, что такое чудо техники массово шло на экспорт. Это был распространенный дипломатический подарок: Хрущев дарил опытные образцы королеве Елизавете II, президентам США и Египта как символ превосходства советской микроэлектроники.
Микроприемник «Микро», завод «Ангстрем», г. Зеленоград, 1966 год, промышленное производство, экспонат предоставлен «Политехническим музеем». Фотографии предоставлены пресс-службой ММД
На обложке: рекламная съемка мотоцикла «ИЖ-Планета Спорт». Фото предоставлено Инженерным центром I-Дизайн.