«Коллекция впечатлений»: что смотреть на новой выставке Московского музея дизайна
Московский музей дизайна пригласил ведущих российских промышленных дизайнеров помечтать о путешествиях на фоне фотопроизведений финалистов Международного конкурса ASE International Photo Awards из Бангладеш, Индии, Египта, Венгрии, Финляндии, Турции, Беларуси, Узбекистана и России. Рассказываем, что можно увидеть в коллекции впечатлений в Государственной Третьяковской галерее до 26 сентября.
Выставка обращается к одной из базовых потребностей современного человека, которой он в период пандемии оказался практически лишен: экспозиция посвящена путешествиям и строится по сценарию захватывающей поездки. Экспозицию предваряет синий зал, своеобразная «шкатулка» – где в бетонных рамах, как в окнах, через которые мы смотрим на мир – представлены работы фотохудожников. Дизайнером экспозиции выступил один из самых известных российских художников-графиков Игорь Гурович.
В первом разделе встречает комплект вещей, который мы берем с собой: зубная щетка, паспорт, солнечные очки, носки, термос, платок, фотоаппарат и приметы нового времени — фласк с санитайзером и маска. Все предметы придуманы российскими дизайнерами. Маршрут лежит сквозь эмоции и воспоминания зрительные образы и звуки, рассказы о том, как поездки обновляют сознание и вдохновляют.
Термосы Bobber авторства Ярослава Рассадина получили самую престижную дизайнерскую премию Red Dot Awards 2020
В экспозиции представлены фласк с санитайзером и хук - примета времени и продукция модного российского стартапа safer.zone
Участники
Эффект дополненной реальности относительно фотографий создают предметы промышленного, графического, книжного, мебельного и светового дизайна, а также текстиль и керамика. Это работы российских дизайнеров, художников и архитекторов – Андрея Бартенева, Ярослава Рассадина, Кати Бочавар, Светланы Тегин, Вячеслава Жуйко, Сергея Смирнова, компании ARCHPOLE и многих других.
Уникальные инсталляции
Ковер «Ритмы Пашен»
Специально для экспозиции Вера Занегина сделала ковер «Ритмы пашен». Это имитация засеянного поля, в плоскость которого вплетены травы, созревшие, давшие семена, и цветы, чередующиеся с ветками деревьев.
Мы все любим путешествовать: это расширяет представление и мире, о людях, развивает, помогает сменить картинку перед глазами и расслабиться, надышаться другой культурой, что-то узнать, дарит яркие эмоции и новые впечатления. А время, проведённое с близкими в путешествиях, — бесценно. Я очень люблю привозить сувениры из поездок домой и в подарок друзьям. Мой дом наполнен многочисленными «на память», как в детстве «шкатулочка с секретиками», ценность и значение которых понятны только мне. Для стенда сувениров на выставке "Коллекция впечатлений" я дала то, что мне дороже многих вещиц, привезенных из других мест — деревянные скульптурки из Габона. Потому что я вряд еще поеду туда, и этот "кусочек страны" - приятное воспоминание. Сейчас не представляется возможным путешествовать, как раньше. При чем не только за границу, но и по нашей стране. Поэтому важно не тосковать о том, чего нет, а радоваться тем возможностям, которые мы имеем. Эта выставка подсказывает, чем можно заменить путешествие: воспоминаниями о поездках, возможностью поделиться с другими полученными в поездках впечатлениями, радостью, того, что кто-то делится с вами рассказами, наблюдениями, фотографиями. Ведь путешествие - это не только время самой поездки. Это еще и целый багаж, привезённых впечатлений, который мы, вернувшись домой, годами не успеваем распаковать. Взять хотя бы тысячи фотографий, сделанных в отпуск, которые мы сбрасываем из телефона на диск, порой даже не успев просмотреть и показать.
Мои родителям, например, очень понравились виртуальные путешествия - лекции о разных городах и странах, которые уже год, с начала пандемии, проходят онлайн для пенсионеров. Они так радуются и ждут их, как настоящие поездки. Мне мама даже , сидя дома у компьютера, присылает смс, например: «Не звони сегодня с 11:00 до 13:00 - я буду в Дрездене».
Текстильная инсталляция «Внутренняя миграция»
Дизайнер по текстилю Александра Фалиштынская представила масштабное панно, выполненное с использованием аутентичных текстильных техник. Лён, использованный в инсталляции, выращен и соткан в России. Значительная часть производственного процесса льняной ткани в стране по-прежнему выполняется вручную. Лен не требует генетической модификации, обработки пестицидами и дополнительного полива, кроме дождевой воды. Для производства пригоден каждый элемент этого растения, так производят масло, бумагу, ткань, а также нетканые материалы для композитов и утеплителей. В отличие от того же хлопка и, тем более, синтетики, лен полностью разлагается в почве естественным путем. В основе объекта – неокрашенные льняные ткани цвета натурального волокна.
Будь быстрой. Будь успешной. Работай эффективно. Путешествуй далеко. Бессознательное точно знает, что я буду делать следующим летом. Но только до того момента, пока я не решу узнать себя лучше. Связь с прошлым, с землей, со своим народом проигрывает в конкуренции со стремлением быть быстрее, выше, сильнее. Однако, едва замедлив ход, я начинаю слышать стук своего сердца. Будто впервые вижу людей рядом. Делаю то, что постоянно откладывала. Иду по давно известной дороге и удивляюсь пейзажу вокруг. Чувствую аромат свежескошенной травы. Прохладу утренней росы. Учусь делать что-то руками. Избавляюсь от лишнего. И меньше мусорю.
Аудио
С особым вниманием организаторы из Московского Музея Дизайна подошли к звуковому оформлению выставки. Экспозицию сопровождает музыка современного композитора Виктора Осадчева. Музыка становится своеобразным проводником и помогает не просто переходить из одного зала в другой, а переноситься в фантазиях на другие континенты. Композиции с его альбома «Journey» вдохновлены путешествиями в дальние страны и отголосками впечатлений, которые мы привозим из поездок как самый главный сувенир.
Виктор Осадчев. Journeymusic.yandex.ru
Кроме того, к проекту подготовлен аудиогид, записанный голосом исследователя моды, журналиста Тима Ильясова.
Адрес: Новая Третьяковка, Западное крыло, Крымский Вал, 10
Куратор: Александра Санькова
Выставка открыта с 7 июля по 26 сентября 2021 года