Объекты желания: что смотреть на выставке сюрреализма в музее Vitra
Как воображаемые миры и сюрреалистические образы Сальвадора Дали и его коллег способствовали возникновению самых дальновидных проектов из области дизайна? Об этом — выставка «Объекты желания». Она проходит до 19 января 2020 года в музее дизайна Vitra в Вайль-на-Рейне.
В 1930-х годах губы скандальной и необыкновенно сексуальной актрисы Мэй Уэст соблазнили гения Дали, а сорок лет спустя похожий объект появился в ассортименте итальянского бренда Gufram (авторы проекта — архитекторы Studio 65). Их диван «Bocca», вдохновленный творением Дали, а также ядрено-красными губами голливудских звезд, стал настоящим символом поп-культуры 1970-х годов.
Параллель между сюрреализмом и дизайном прослеживается и в других объектах экспозиции. Декоративные тарелки Пьеро Форназетти (художник обожал оптические иллюзии — в лучших традициях сюрреализма), светильники из карт и битой посуды Инго Маурера и торшер в виде лошади от Moooi — эти и другие экстравагантные предметы дизайна вступают в диалог с работами Магритта, Дюшана, Мерет Оппенгейм, Ман Рэя и других представителей одного из самых влиятельных арт-движений XX века.
Сюрреалисты и предметные дизайнеры, кажется, всегда находились в тесном диалоге друг с другом. С одной стороны, предметы быта неоднократно становились важным источником вдохновения для художников — вспомнить хотя бы телефон-омар Сальвадора Дали или велосипедное колесо Марселя Дюшана, — с другой, — сам сюрреализм с его фантастическими образами и большим интересом к глубинному подсознанию человека оставил огромный след не только в истории искусства, но и в культуре в целом. Он повлиял на целую плеяду креативщиков, от мебельных и фэшн-дизайнеров до иллюстраторов и даже архитекторов. Так, например, в 30-х годах Ле Корбюзье спроектировал пентхаус на Елисейских полях для эксцентричного коллекционера и декоратора Карлоса де Бистеги (1929-31) и разместил на террасе загадочный украшенный зеркалом камин.
После войны под влияние сюрреализма попали и другие видные архитекторы и дизайнеры, в том числе Чарльз и Рэй Имз, Исаму Ногучи и Фредерик Кислер (убедиться в увлеченности сюрреализмом последнего можно, взглянув на интерьеры галереи-музея «Искусство этого века» (The Art of This Century) Пегги Гуггенхайм).
Если первая часть выставки обращается к истокам зарождения движения, вторая исследует трансформацию архетипических предметов быта и то, как сюрреалисты «взломали» смысловые коды нашего якобы предельно знакомого и родного мира. Здесь помимо прочего представлены, например, предметы адепта радикального дизайна Акилле Кастильони — удивительно похожие на неконтекстуализированные фрагменты произведений Сальвадора Дали или Джорджо де Кирико.
Третья часть экспозиции посвящена темам любви, эротики и сексуальности — они в сюрреализме играли чуть ли не ключевую роль, — а замыкается выставка разделом, посвященным иррациональности и случайности (в свое время французский этнолог Клод Леви-Стросс назвал это «диким мышлением»). Здесь можно увидеть, например, столик на «куриных» ножках Traccia (Мерет Оппенгеймс для Cassina), вешалку с функцией щетки для одежды Константина Грчича, знаменитый торшер в виде лошади в натуральную величину от Moooi, «текучий» объект для сидения Pools & Pouf Роберта Стадлера, стул Pools & Pouf Роберта Стадлера, люстру из битых тарелок Porca Miseria! Инго Маурера, а также Cocoon 8 Начо Карбонелла — гибрид стола и торшера.
Впервые исследуя связь сюрреализма и дизайна, экспозиция «Объекты желания» демонстрирует, насколько актуален сегодня этот диалог — освободив послевоенный дизайн от уз функционализма, он переключил наше внимание на сома форму вещей и часто скрытые в них смыслы.
Сальвадор Дали, лицо Мэй Уэст, которое может выступать сюрреалистической квартирой, 1934-35
Вешалка-щетка для одежды Coathangerbrush, Константин Грчич для Muji, 2002
Пегги Гуггенхайм в кресле-качалке Фридриха Кислера, в своей галерее «Искусство этого века», 1942
Выставка продлится до 19 января 2020 года, она проходит по адресу:
Вайль-на-Рейн, Чарльз-Имз-Штрассе 2, Музей дизайна Vitra.
Подробную информацию можно найти на сайте музея.