От видеоарта до войлока: традиционные мотивы в работах художников Кавказа
В Центре дизайна ARTPLAY с 25 по 31 октября пройдет Первая кавказская биеннале современного искусства. Осетинские скульпторы, представители махачкалинской школы графики, фото- и видео-художники, мастера-керамисты представят собственные работы. На биеннале объектом современного искусства станут и традиционные для кавказского региона ремесла: глина, войлочные ковры, деревянные подносы, циновки из камыша. Мы выбрали 5 художников, работающих с традиционными ремеслами, чьи работы обязательно стоит увидеть вживую.
Арджэн, плетеные циновки из прутьев камыша
Руслан Мазлоев — художник из Кабардино-Балкарии, объединивший традиционное ремесло родного края с современным искусством. Руслан, как и многие поколения жителей Адыгеи, собирает тонкие прутья камыша, бережно обрабатывает, а после сплетает прутья на ручном станке. Обычно таким образом производятся циновки «арджэн», которые передаются из поколения в поколение, занимая важное место в доме каждого адыга. Однако в руках Руслана Мазлоева прутья камыша превращаются в объект современного искусства, то разноцветный узор плетения напоминает солнце, то рельеф картины похож на морские волны.
Войлок и современный видеоарт
Милана Халилова родом из Кабардино-Балкарии, она долго изучала традицию валяния мокрой овечьей шерсти, из которой делают теплые войлочные ковры. Предметы из войлока в Кабардино-Балкарии делают более 4 тысяч лет: шерсть вручную состригают с овец, промывают, вычесывают, обрабатывают, после шерсть катают в специальных мешках – иногда часами, а иногда на протяжении нескольких дней. Милана как художник осмысляла ремесло как эстетически красивое, однако очень тяжелое физически занятие, традиционно выполняемое женщинами. Художница в своих работах дополняет войлочные ковры современным видеоартом, проецируя изображение на то, что уже тысячи лет есть в каждом доме.
Деревянные панно, напоминающие традиционную утварь
Заслуженный художник Адыгеи Рамазан Хуажев черпает вдохновение в деревянных панно: традиционно круглые блюда резчики украшают растительным и геометрическим орнаментом, сплетая в узоре народные образы. Рамазан Хуажев соблюдает традиции создания деревянных панно, превращая дерево в рукотворные картины как с традиционным для региона узором, так и запечатлевая сцены из жизни. Часто мастер использует технику насечки металлом, кажется, что металл, соприкасаясь с деревом, становится единым целым.
Глина
Первые сосуды из глины в районе Центрального Кавказа стали делать еще за 4-3 тыс. лет до н. э. Художник Магомед Моллакаев использует глину на новый лад – вместо горшков создает картины из глины с выемками или начертаниями букв. Художник признается, что проект посвящен воспоминаниям о летних каникулах в Дагестане, где все дети часто играли с глиной. Именно этот материал на Кавказе с древних времен объединял людей на создание крова над головой, это называется словом «булкъа» - собрать людей в помощь соплеменнику на постройку дома из глины. Именно глина сохраняла тепло огня в печи и прохладу родниковой воды в кувшине – об этом в своих работах рассказывает Магомед Моллакаев. Он уверен, что глина до сих пор хранит неоткрытые тайны.
Керамика
Милана Хацукова из Кабардино-Балкарии 5 лет назад открыла собственную гончарную школу, где учит детей и взрослых работать на гончарном круге, а в свободное время объединяет керамику и современное искусство. Одна из работ, которую можно увидеть на биеннале, - композиция из двух глиняных «стволов», символизирующих Жыг – древо в значении «единение», «семья». Пестрый рисунок на поверхности фигур напоминает стиль французского скульптора и живописца Фернана Леже. Работы Миланы словно изгибаются, имитируя движение текучих материалов. Минималистичное декоративное решение Миланы Хацуковой подчеркивает концептуальное содержание, личное размышление автора о вечных ценностях человечества.
Биеннале современного искусства Кавказа пройдет в центре Artplay (Малый зал) с 25 по 31 октября. Вход свободный.