Неизвестное и загадочное: что смотреть на 23-й Международной выставке в Triennale di Milano
В одной из главных итальянских дизайн-локаций – музее Triennale di Milano – сейчас проходит 23-я Международная выставка. Ее центральная экспозиция под названием Unknown Unknowns. An Introduction to Mysteries демонстрирует, как исследователи, дизайнеры, художники и ремесленники взаимодействуют с неизвестностью в своей практике. Рассказываем о задумке кураторов и смотрим на яркие проекты выставки.
Одним из кураторов новой выставки в Triennale di Milano стала Эрсилия Ваудо-Скарпетта — астрофизик и директор по вопросам разнообразия Европейского космического агентства. С помощью проекта она решила рассмотреть фигуру ремесленника как величайшего дизайнера, который формирует нашу вселенную. Создание основных работ для выставки куратор доверила японскому художнику Юрию Сузуки, итальянскому дизайнеру Ирене Стракуззи, турецко-американскому медиахудожнику Рефику Анадолу и другим авторам.
Инсталляция Рефика Анадола для выставки Unknown Unknowns. Фото: © DSL Studio
Представление неизвестного — это возможность раскрыть междисциплинарный и сбалансированный творческий потенциал. Мы – кураторы – осознаем, что это неизвестное порождает ряд стереотипов и поляризаций: например, черное / белое или наука / искусство. Именно их мы стремимся преодолеть; создать полную картину с помощью нескольких взглядов и активировать новые стимулы для сегодняшних и будущих творцов.
Диалог науки и искусства
Экспозиция Unknown Unknowns футуристична не только в своей теме, но и в дизайне пространства. Миланская студия Space Caviar разработала декорации, полностью изготовленные при помощи технологий 3D-печати. Инсталляции создавались непосредственно на площадке, а чтобы воплотить темы устойчивости и повторного использования, команда выбрала специальный материал природного происхождения — он содержит частицы натуральной глины, рисовой шелухи и соломы. Такая смесь адаптирована для печати, поэтому получающиеся из нее конструкции выдерживают монтаж и сам выставочный процесс. По словам сооснователя студии Space Caviar Джозефа Гримы, в процессе разработки сценографии команда стремилась найти новый способ проектирования пространства, который позволил бы «выйти за пределы Земли».
Декорации выставки. Фото: Delfino Sisto Legnani – DSL Studio © Triennale Milano
Сценография еще больше подчеркивает диалог между прагматичной наукой и поэтическим искусством, который кураторы раскрывают с помощью более ста работ, представленных на выставке.
Выставка Unknown Unknowns создана для того, чтобы открыть дверь к сложностям и заставить зрителя чувствовать себя счастливым невеждой.
Взгляд в неизвестность
Посетителей выставки Unknown Unknowns встречает цифровой «мистический портал» с фразой итальянского философа Эмануэле Кокчиа. Он предлагает взглянуть на планету как на великого творца и неповторимого декоратора — именно эта мысль легла в основу экспозиции.
Portal of Mysteries. Фото: DSL Studio © Triennale Milano
Тему бережного взаимодействия с природой, заложенную студией Space Caviar в сценографии, продолжают созданные специально для проекта инсталляции. Так, одиннадцать шаров от мексиканской студии Bosco Sodi прославляют ценность натуральной глины и мастерство ручной работы.
Bosco Sodi, Perfect Bodies. Фото: Джон Рорер © Studio Bosco Sodi
Заглянуть в неизвестность стремятся кураторы и художники параллельных выставок, проходящих в Triennale di Milano. Так, Mondo Reale от Фонда современного искусства Cartier представляет работы 17 авторов, которые погружают зрителя в неизвестную сторону повседневности и знакомят с необычными и скрытыми чудесами света.
Экспозиция Mondo Reale. Фото: Андреа Россетти
Еще один проект – La tradizione del nuovo – приоткрывает завесу тайны над неизвестными эпизодами итальянского дизайна, который всегда отличался исследовательским и смелым подходом.
Экспозиция La tradizione del nuovo. Фото: DSL studio
Важной частью междисциплинарной выставки также стали сайт-специфик инсталляции от всемирно известных архитекторов — каждый из них по-разному раскрывает тему актуальных проблем на фоне неизвестности. Одну из самых масштабных работ создал Диебедо Фрэнсис Кере — архитектор и обладатель Притцкеровской премии 2022 года курировал инсталляции в общих пространствах музея. Автор создал 12-метровую башню с изображениями традиционных архитектурных мотивов из разных частей Буркина-Фасо; инсталляцию Yesterday’s Tomorrow, которая представляет новый взгляд на архитектуру родной страны Кере; а также Under a Coffee Tree — кофейное дерево, символизирующее объединение людей.
Инсталляция Диебедо Фрэнсиса Кере The Future’s Present. Фото: DSL Studio
Еще одна необычная работа — инсталляция How we met? от авторов из Нидерландов. Проект предлагает новые способы понимания планеты как общего пространства для растений, микробов, людей и животных.
Инсталляция How we met?. Фото: DSL Studio © Triennale Milano
Как отмечает президент Triennale di Milano Стефано Боэри, несмотря на стремление масштабной выставки выйти за пределы человеческих знаний, глобально этот проект основан на эмпатии — чувстве, присущем исключительно людям и позволяющем смотреть в пространство неизвестности с разных точек зрения.
На обложке: выставка Unknown Unknowns. An Introduction to Mysteries. Фото: DSL Studio © Triennale Milano.