Лучшие из лучших: что смотреть на выставке «Отличники» в Музее русского импрессионизма
Музей русского импрессионизма открыл новую выставку «Отличники». Экспозиция работает до 21 мая и рассказывает о пенсионерских поездках лучших выпускников Императорской Академии художеств и Московского училища живописи, ваяния и зодчества по Европе. Молодых русских мастеров отправляли в заграничные командировки, чтобы те «совершенствовали свои навыки» — в результате полученный ими опыт определил развитие русского искусства на годы вперед. Собрали ключевые факты и знаковые работы, которые помогут подготовиться к выставке.
Пенсионерские поездки восходящих звезд отечественного искусства 1860-х–1910-х годов стали поворотным моментом в его истории. С одной стороны, разнообразие модернистских течений, существовавшее в Европе в конце XIX века, давало молодым художникам новые ориентиры и простор для экспериментов. Однако авторы решили не ограничиваться знакомством с памятниками классической архитектуры и популярными направлениями. Отказавшись от подражания зарубежным коллегам, они переосмыслили увиденное и тем самым начали новый этап развития искусства в стране. Выставка «Отличники» последовательно демонстрирует путь, который прошли пенсионеры в этот период, от «классических» академических полотен до «нового» живописного языка. Помимо самих произведений, на экспозиции зрители найдут семь тактильных копий картин, а также ароматические композиции, разработанные незрячими парфюмерами и позволяющие погрузиться в атмосферу живописных работ.
Иван Айвазовский. Часовня на берегу моря. 1845. Музей Новый Иерусалим, Истра
Этап первый: поздние академисты
В середине XIX века и в России, и в Европе все еще господствовала академическая традиция: обучение происходило по одному и тому же канону, а сюжеты были строго регламентированы. Поэтому в 1840-х–1860-х годах художники-пенсионеры прежде всего знакомились с памятниками античности и Возрождения. В этот период отправиться в командировки смогли Григорий Мясоедов, Иван Айвазовский, Николай Ге, Генрих Семирадский и другие мастера, известные сегодня как поздние академисты. Они привезли на родину выполненные в академической манере полотна, которые демонстрировали идеальное знание человеческой анатомии и композиции работ. Яркие примеры — «Голова итальянки» Мясоедова, «Две фигуры у статуи сфинкса» Семирадского и «Часовня на берегу моря» Айвазовского.
Василий Поленов. Белая лошадка, Нормандия. 1874. Государственный мемориальный историко-художественный и природный музей-заповедник В. Д. Поленова
Этап второй: появление импрессионизма в 1870-х годах
Отсчет в изменении мировоззрения академической молодежи – от классической к «новой» живописи – приходится на середину 1870-х годов, когда в Париже состоялась выставка «отверженных» художников, то есть импрессионистов. Довольно быстро новое направление свергает с пьедестала академическую традицию. Именно на этот период за границу отправляются Василий Поленов и Илья Репин. Оба классика отечественного искусства по-разному восприняли импрессионизм. Тем не менее в их полотнах появляется больше света и воздуха, мазок становится шире и свободнее — такие работы выходили за рамки академического стиля. В дальнейшем многие яркие живописцы рубежа XIX–XX веков прошли через мастерские Репина и Поленова, почерпнув их художественные приемы.
Иван Порфиров. Лавка старьевщика в Венеции. 1892–1895. Государственный Ростово-Ярославский архитектурно-художественный музей-заповедник, Ростов
Этап третий: художники-передвижники в 1880-х–начале 1890-х
Особенно популярной живопись художников-передвижников стала в период правления Александра III. Ориентируясь на запросы общества, художники-пенсионеры даже за границей писали работы на социально направленные сюжеты в духе передвижничества: будто русских крестьян поместили в европейские декорации. Подобная тенденция видна в работах «Нищий в церкви» Исаака Аскназия и «Возвращение с ловли мулей» Алексея Кившенко. Для них характерна многофигурность, детализация, акцентированный психологизм и эпическое звучание. В это же время активно развивался интерес к пленэрной живописи, главными «героями» которой становились исторические памятники: много таких полотен во время своих командировок напишут Василий Смирнов и Иван Порфиров.
Дмитрий Щербиновский. Рене. 1898. Музей-усадьба А. М. Герасимова. Филиал Тамбовской областной картинной галереи
Этап четвертый: разнообразие стилей в 1890-1910-е
В 1893 году в Императорская Академия художеств была реформирована, в результате чего в процессе обучения на первый план вышла личность преподавателя: это дало студентам больше свободы в творческом самоопределении. Художники пробовали свои силы в разных направлениях. Например, Дмитрий Щербиновский увлекался импрессионизмом, много экспериментировал со световыми эффектами и колоритом; Михаил Демьянов использовал точечные мазки пуантилизма, а также перерабатывал живописные приемы Ван Гога; Борис Кустодиев и Василий Беляшин копировали произведения старых мастеров, Александр Савинов развивал неоклассическую традицию. Последние пенсионеры – Василий Шухаев и Александр Яковлев – окончательно отходят от академической живописи и пишут в новой модернистской манере.
Паскаль Даньян-Бувре. Благословение новобрачных. 1880–1881. Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина
Художники-пенсионеры и европейские мастера
Музей русского импрессионизма не изменяет традициям и представляет дополнительную экспозицию на третьем этаже, которая продолжает основную выставку. Здесь можно увидеть работы европейских мастеров, имена которых русские художники упоминали в письмах и академических отчетах. Это и Камиль Коро, и Гюстав Курбе, и Эжен Каррьер, а также другие авторы из собрания ГМИИ имени А. С. Пушкина. Работы некоторых из них — например, пейзажи Шарля Франсуа Добиньи, восхищали и вдохновляли русских художников, а другие не производили сильного впечатления или вовсе оставляли равнодушными. Однако собранные вместе полотна барбизонцев, натуралистов, реалистов и символистов позволяют понять, в какой художественной среде творили живописцы-пенсионеры.
На обложке: Михаил Демьянов. На реке у белого моста. Конец XIX – начало XX вв. Химкинская картинная галерея им. С.Н. Горшина.