Woman’s Work: симпозиум и выставка о женщинах в дизайне
До 3 ноября в Kunstgewerbemuseum в Дрездене идет выставка «Add to the Cake», посвященная практикующим женщинам-дизайнерам. Кураторы Вера Саккетти и Матильда Кшиковски уверены, дизайн сегодня переживает кризис идентичности. Он не столько должен генерировать физический объект, сколько быть посредником между людьми, способом их объединения. Это клей, который связывает между собой разные дисциплины. В этом контексте тема равенства стоит особенно остро.
Мы привыкли думать, будто «свой кусок пирога» могут получить только избранные — они пишут историю. Женщины — архитекторы, дизайнеры, художники — неоднократно из этой истории вычеркивались, но сейчас, во второе десятилетие XXI века, у них есть шанс восстановить свои права.
Визуальный стиль выставки «Add to the Cake» разработала берлинский иллюстратор Раби Флоренс Фофана в сотрудничестве с Foreign Legion.
Главное, говорят кураторы, помнить, что «добавление (add — прим. ред.)» не означает «удаление». Напротив, это способ обогатить дисциплины с помощью множества разных мнений и точек зрения. «Add to the Cake» — своего рода, попытка воплотить те преобразования, которые затрагивают сферы архитектуры, дизайна и искусства. В течение шести месяцев, с 6 июля по 3 ноября, посетителей выставки приглашают не только увидеть избранные работы художниц, но и принять участие в дискуссионной программе. Это важно, поскольку и сама выставка родилась из симпозиума «A Woman's Work», который прошел в Японском дворце в Дрездене в январе, в рамках другой выставки — «Against Invisibility». Она стала иллюстрацией взглядов на настоящее и будущее «женской практики».
Эскизы мебели Гетруды Кляйнхемпель, одного из неизвестных дизайнеров мануфактуры Deutsche Werkstätten Hellerau.
Подчеркивая идею обмена опытом, кураторы представляют работы, созданные в результате (меж)национальных коллабораций. Продолжая тему, заявленную в «Against Invisibility» (отправной точкой которой стала история Гертруды Кляйнхемпель), «Add to the Cake» представляет работы женщин-дизайнеров, которые долгое время были забыты. В их числе дизайнер по текстилю Ирмгард Харрас и дизайнер Эрна Сандиг — их работы показали широкой публике впервые.
Специально для выставки были напечатаны открытки — чтобы посетители могли унести заявленные экспозицией идеи с собой
Кураторы выставки Вера Саккетти и Матильда Кшиковски — дизайнеры. Саккетти родом из Лиссабона. По образованию она графический дизайнер, а кроме того работает дизайн-критиком. Кшиковски — полячка, она одинаково успешно реализует себя в предметном и графическом дизайне. Обе женщины воспринимает дизайн не как дисциплину, замкнутую на себе самой, а как междисциплинарную практику, которая подразумевает легкое лавирование от проектирования к преподаванию, от кураторства к литературе. Именно такой подход, уверены кураторы, — будущее дизайна.
Слева — Вера Саккетти, справа — Матильда Кшиковски
Они подчеркивают: выставка «Add to the Cake» — разговор не столько о роли женщин в дизайне, сколько о меньшинствах в целом. «Мы живем во все более глобализированном мире, но, например, системы финансирования по-прежнему в большой степени ориентированы на национальность», — поясняет Кшиковски. Саккетти дополняет эту мысль: «Выставка “Add to the Cake” не имеет ничего общего с пирогом, как физическим объектом. Для нас торт — это воплощение концепции дизайна, и чем больше у него слоев, тем более он полифоничен, а значит и перспективен». Кураторы не случайно обращаются к прошлому, заново открывая миру забытых женщин-дизайнеров конца XIX – начала XX века, в частности работниц мануфактуры Deutsche Werkstätten Hellerau. Чтобы нормализовать какие-то вещи в прошлом (например, сделать видимой роль женщин в дизайне), нужно нормализовать их в настоящем, а затем смотреть в будущее, уверены кураторы.
Фрагмент выставки «Add to the Cake»
Выставка «Add to the Cake» пройдет до 3 ноября в Kunstgewerbemuseum в Дрездене, подробная информация о ней есть на сайте музея.
Все фото: Дженни Пеньяс , Дэвид Пинзер