Назад в прошлое: как и чем жили в пяти забытых московских усадьбах
Лето — лучшее время для долгих архитектурных прогулок, во время которых можно не только насладиться красотой зданий, но и примерить на себя роль их обитателей. Вместе с командой проекта о культуре «Не придумали!» рассказываем истории пяти забытых московских усадеб: чем они прославились, каких известных деятелей культуры и даже царских особ принимали в своих стенах и что сохранилось до наших дней от этих некогда роскошных зданий.
Медведково
Усадьба Медведково и церковь Покрова Пресвятой Богородицы
Село Медведково принадлежало знаменитому роду Пожарских: это было родовое гнездо того самого Дмитрия Пожарского, который вместе с Кузьмой Мининым встал во главе народного ополчения и одержал победу над силами польских интервентов под Москвой в 1612 году. В Медведкове Пожарский построил княжеский двор, мельницы на реках Яуза и Чермянка, а еще деревянную церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Его сыновья Иван и Петр в 1644–1645-х годах возвели на ее месте каменную церковь, которая чудом сохранилась до наших дней. Когда род Пожарских оборвался, и имение опустело, царевна Софья подарила его своему фавориту, князю Василию Голицыну. При нем усадьба разрослась: к ней присоединились деревни, на территории возводились новые здания и даже были выкопаны четыре пруда для разведения рыбы.Во второй половине XIX века Медведково стало популярным пристанищем среди дачников. А еще сюда сбегали из шумного города на пленэр студенты Московского училища живописи, ваяния и зодчества Константин Коровин и Исаак Левитан. Коровину эти места были знакомы с детства: когда его отец разорился, семья перебралась из имения в центре Москвы в село Большие Мытищи, и маленький Костя много гулял вдоль Яузы.Бывали в этих местах и литераторы. Например, первая печатная публикация Валерия Брюсова называлась «Описание Медведкова». Юный поэт проводил здесь каникулы. Рассказ 10-летнего Брюсова в 1884 году опубликовали в журнале «Задушевное слово».
Алтуфьево
Алтуфьево, главный усадебный дом
Первые упоминания Алтуфьева встречаются в документах 1585 года. За свою долгую историю этот участок земли сменил множество владельцев, каждый из которых что-то строил, достраивал и перестраивал. Сохранившийся, хоть и не в лучшем состоянии, до наших дней главный усадебный дом в русском стиле возвели при статском советнике Николае Жеребцове, который приобрел имение в 1849 году.
Другим знаковым владельцем усадьбы был Степан Куракин. Его брат Александр был близким другом императора Павла I и носил прозвище «бриллиантовый князь» за тягу к роскоши. Степана же больше привлекали не светский блеск и придворные интриги, а военная карьера. Выйдя в отставку, он принялся наводить порядок в своих имениях. Степан был человеком общительным, в поместье любил принимать гостей, устраивать званые обеды и ужины. Известно, что к нему в Алтуфьево приезжали баснописец Иван Крылов, портретист Федор Рокотов, литератор Денис Фонвизин.
От этого периода усадебной истории до наших дней дожило здание пивоварни.
Музей славянской культуры имени художника Константина Васильева
В 1880-х годах алтуфьевские земли приобрел предприниматель Георгий Лианозов. При нем здесь появился дачный поселок, ставший излюбленным местом отдыха москвичей. Сохранилось только одно здание некогда знаменитых лианозовских дач — сейчас в нем расположен Музей славянской культуры имени художника Константина Васильева. Память о последнем хозяине этих мест хранит название района и парка.
Ховрино
Фото: MoscoWalk.ru
Ховрино долгое время переходило от одной знаменитой дворянской династии к другой. Этими землями владели, например, Голицыны и Шереметевы. Основу будущей усадьбы заложили при генерал-фельдмаршале Федоре Головине, сподвижнике Петра I. Он, кстати, был дальним родственником семьи Ховриных, первых хозяев этих мест. При Головине здесь возвели деревянный дом, заложили каменный храм, разбили регулярный парк.
Наполеоновские войска не пощадили усадьбу в 1812 году: она была разграблена и сожжена. Очередной хозяин Ховрина – граф Евграф Молчанов – решил благоустроить приобретенные земли и пригласил для этого знаменитого архитектора Михаила Быковского. Спроектированный им храм Знамения Пресвятой Богородицы в стиле московского барокко сохранился до наших дней. После смерти Молчанова усадьбе было суждено еще раз сгореть: на этот раз ее подожгли крестьяне, не вынесшие самодурства нового владельца — купца Панова.
Усадьба в Грачевке. Фотография 1910-х годов. Фото: Московские сезоны
Наконец, в 1895 году Ховрино приобрел купец 2-й гильдии Митрофан Грачев: по его имени усадьбу начали называть Грачевкой. Для постройки дома он пригласил модного московского архитектора Льва Кекушева. Задача перед ним стояла масштабная: выстроить дом, похожий на казино в Монте Карло авторства Шарля Гарнье.
Элементами архитектуры казино дело не ограничилось: фасад здания, которое сохранилось до наших дней, отсылает к афинскому храму Эрехтейону, украшенному кариатидами.
Усадьба Ховрино за свою богатую историю успела приютить под своей крышей многих классиков искусства. Здесь бывали Владимир Гиляровский и Алексей Толстой. Недалеко от села жил и писал многочисленные этюды художник-передвижник Кирилл Лемох. В Знаменской церкви Валерий Брюсов венчался со своей избранницей — Иоанной Рунт. Бывал здесь и Петр Чайковский. Композитору, правда, Ховрино почему-то не понравилось. Он писал: «О, милое отечество, как ты нечистоплотно!».
Кунцево
В деревне Кунцево любил охотиться царь Алексей Михайлович. Изначально она принадлежала знатному роду Милославских, а после Стрелецкого бунта 1690 года отошла во владение дяди Петра I — Льва Нарышкина. В 1744 году его сын Александр заложил здесь каменную церковь во имя Знамения Богородицы. На ее фундаменте в 1913 году возвели новый храм в модном неовизантийском стиле: он стоит на своем месте и сегодня. При Александре Нарышкине начали и возведение большого усадебного дома.
Кунцево часто принимало высоких гостей. В 1763 году здесь останавливалась императрица Екатерина II, в 1818-м — прусский король Фридрих Вильгельм III, отец императрицы Александры Фёдоровны, а в 1861-м — император Александр II с императрицей Марией Александровной.
Кунцево, Храм иконы Божией Матери «Знамение». Фото: raven_yellow
Кунцево славилось не только монаршими визитами. В разное время здесь жили и творили многочисленные деятели искусства. 14-летний Михаил Лермонтов гостил в кунцевской усадьбе со своей бабушкой. Лев Толстой, побывав в усадьбе, отметил в дневнике, что «до слез наслаждался природой». Здесь писали картины Иван Крамской, Василий Пукирев, Михаил Врубель, Алексей Саврасов. Последний, например, увековечил усадьбу в работе «Вид Кунцева под Москвой». Петру Чайковскому здесь понравилось гораздо больше, чем в Ховрино — видимо, потому что поездка оказалась продуктивной. «Между прочим, записал там с голоса одной крестьянки превосходную песню…», – вспоминал композитор.
Новогиреево
Фото: vagant
Название Гереево или Гиреево упоминается в исторических документах с того момента, как село перешло во владение князей Голицыных. До этого оно называлось Губино и принадлежало роду Шереметевых. При Алексее Голицыне в Гиреево возвели каменную церковь Спаса Нерукотворного, которую можно посетить и сегодня.
В середине XIX века Гиреево приобрел почетный гражданин Александр Торлецкий. Он был основным подрядчиком на строительстве Николаевской железной дороги, которая соединила Москву и Санкт-Петербург. Москвичам его фамилия знакома благодаря Терлецким прудам и Терлецкому парку (фамилию предпринимателя часто ошибочно писали через «е»).
На рубеже XIX – XX веков начался «дачный бум». Константин Коровин писал: «Летом в Москве — духота, жара. Москвичи уезжали по железным дорогам на ближайшие от Москвы станции». Вокруг усадьбы Гиреево тоже разросся дачный поселок, получивший название Новогиреево. Одну из дач здесь снимал художник Исаак Левитан. Снимать дом здесь было гораздо дешевле, чем в соседнем Кускове, а с финансами у живописца было туго. Здесь развернулась его мастерская пейзажной живописи, работали ученики. Жили они скудно, питались в основном чаем и гречневой кашей. Левитан ездил в город, иногда привозил булки и колбасу. Некоторые исследователи считают, что на картине «К вечеру» 1899 года Левитан изобразил именно силуэт храма Спаса Нерукотворного в Гирееве. А еще у Торлецких часто гостил купец и меценат Алексей Бахрушин — основатель Театрального музея.
Дачи в Новогиреево. Фото: Moskvahod.ru
После революции в Новогиреево на протяжении нескольких лет продолжалась дачная жизнь. В 1919-1920-х годах здесь жил поэт Константин Бальмонт со своей третьей женой. Правда, отдыхом их жизнь было назвать трудно: поэт «нищенствовал, голодал, на себе таскал дровишки из разобранного забора». Съехали они, правда, не поэтому. О причинах рассказала жена поэта Екатерина Андреева-Бальмонт, которая в «Воспоминаниях» записала мистическую историю в духе моды на спиритизм Серебряного века: «Оказалось, что их дачка в Новогиреево — заколдованный дом. В ней водились духи, которые поднимали вихри в комнатах; вещи срывались с мест, летали по воздуху и разбивались вдребезги. Посуда у них была перебита вся до последней чашки. Квартира имела вид, будто в ней прошел погром. Это продолжалось два месяца с перерывом в определенные дни и часы. У них не стало больше сил терпеть, и они бежали. Так как в это время как раз отменили поезда, то они шли десять верст до Москвы пешком, нагруженные своим багажом».
29 июля команда «Не придумали!» запустила специальный проект #НеПридумалиДачи о том, как формировалась дачная культура в дореволюционной России, как жили, работали и развлекались на дачах и в усадьбах прошлых веков и какие шедевры отечественного искусства не появились бы без атмосферной дачной жизни.
На обложке: усадьба Ховрино. Фото: MoscoWalk.ru.