От рекреации к месту силы: как парки становятся визитными карточками городов
В эпоху экономики впечатлений привычные модели развития парков меняются. Из мест для общения или уединения они превращаются в знаковые пространства, формирующие облик города и его привлекательность для туристов. Никогда раньше парки не играли столь значительной роли в жизни горожан и не являлись по сути самой демократичной площадкой, объединяющей людей. О том, как сделать из парка визитную карточку города, рассказали на всемирном конгрессе World Urban Parks-2019, который прошел в Казани.
В ХХ веке отношение людей к парку было прежде всего как к рекреации и увеселению, соответственно, им и предлагали, в основном, развлечения. В ХХI веке запросы посетителей усложняются, и на первый план выходят социализация, саморазвитие, получение новых знаний, активное времяпровождение и приобретение нового эмоционального опыта.
Парки становятся все более многообразными, это и биопарки, и развлекательно-познавательные парки, и гибридные.
Сейчас ключевую роль играет качество контента, который предлагает парк. Каждое общественное пространство вне зависимости от удаленности от центра города ищет свою «фишку», переоценивает культурное наследие и использует новые технологии взаимодействия с жителями.
Зима как часть идентичности
Может ли зима стать конкурентным преимуществом? Городские службы канадского города Эдмонтон решили, что — да, и разработали инициативу Winter City Strategy, которая была запущена в 2011 году. Стратегия создавалась совместно с жителями города и включала в себя 4 основных блока: «зимняя жизнь», «дизайн для зимы», «экономика зимы» и «наша зимняя история».
Warming hut, designed by Danielle Soneff
Мы спрашивали у горожан, почему им нравится зима, и получили сотни идей для развития. Они и легли в основу стратегии. Мы работали не только городской администрацией, привлекали партнеров, туроператоров, представителей горнолыжных курортов и всех, кто хотел участвовать в этой инициативе.
Зимние фестивали проходят в Эдмонтоне каждую неделю с середины ноября до конца февраля и привлекают не только жителей города, но и туристов. Около 85 тысяч человек посетили Silver Skate Festival в 2017 году, а мероприятие Red Bull Crashed Ice собирает 70 тысяч посетителей ежегодно. Именно в Эдмонтоне находится один из самых протяженных катков в мире - Freezeway длиной около 11 км.
Якутия_Парк будущих поколений
ИРИНА АЛЕКСЕЕВА руководитель управления архитектуры и градостроительства при главе Якутии Что такое суровая зима, знают и жители Якутии, которых вряд ли можно напугать сильными морозами. Ирина Алексеева, руководитель управления архитектуры и градостроительства при главе Якутии подчеркнула важность развития малых городов и исторических поселений крайнего севера, а также сохранения их уникальной идентичности. В корпоративной айдентике якутских парков используются цвета северного сияния, а также национальные символы — шишки, алмазы, верба, камелька (якутская печь) и трилобит (вымерший класс морских членистоногих).
Город в парке
Сохранить контакт человека с природой - основная функция парка в мегаполисе. Недаром парки часто называют «легкими» города. А может ли весь город стать национальным парком? Именно с этого вопроса начался проект National Park City, который предполагает, что к 2050 году возникнет 25 городов, в которых озелененная территория будет занимать половину площади. Эту революционную, на первый взгляд, задачу уже удалось реализовать в Лондоне, одном из самых активных мегаполисов мира.
National Park City
Пять-шесть лет назад мы задумались о том, что такое национальный парк в городе. Традиционно парк – это природа, а в Великобритании деревенские национальные парки также хранят в себе отпечаток культуры и истории. В Лондоне нам удалось сделать так, что горожанин каждый день встречается с природой в городе. На каждого лондонца приходится одно дерево.
Вячеслав Иванов, директор направления «Локальная идентичность» Агентства стратегических инициатив (Россия), подчеркнул, что подход к использованию природных массивов должен быть «не как в Диснейленде или контактном зоопарке». В качестве примера эксперт привел парк Рускеала в Карелии, созданный на территории бывшего мраморного карьера. Ему присвоен статус объекта культурного наследия России регионального значения. В горном парке хорошо развиты туристическая инфраструктура, проходят различные анимационные программы, fire-шоу и лазерное шоу. Здесь развит экстрим туризм – троллей и спуск в провал. Летом посетителям парка также предлагается покататься на лодках по «Мраморному озеру».
Парк как бренд
Парки с сильной концептуальной идеей и продуманным дизайном становятся местом притяжения горожан и туристов. Интеграция наследия в условиях постоянно меняющихся трендов позволяет паркам устойчиво развиваться в контексте города, формировать его бренд.
Парк Горького в Москве, Гайд Парк в Лондоне, Ла-Виллет в Париже, парк Чапультепек в Мехико - все они уже давно стали символами, привлекающими миллионы туристов ежегодно. Однако для того, чтобы оставаться популярными среди жителей, им необходимо постоянно развиваться — совершенствовать маркетинговую платформу, поддерживать городские фестивали, развивать одновременно работу и с локальными комьюнити, и с туристами, и главное — не только соответствовать глобальным трендам, но и сохранять свой неповторимый дух.