![Снова вместе: знаковые работы дизайн-коллектива «Мемфис» в музее Триеннале Снова вместе: знаковые работы дизайн-коллектива «Мемфис» в музее Триеннале](/upload/images/post/post_8000.jpg?1653364033)
Снова вместе: знаковые работы дизайн-коллектива «Мемфис» в музее Триеннале
В музее Триеннале в Милане открылась непродолжительная, но впечатляющая своей сценографией выставка под названием Memphis Again. Куратор Кристоф Радл собрал под одной крышей более 200 предметов, созданных знаменитым дизайн-сообществом. Работы Этторе Соттсасса, Микеле де Лукки, Масанори Умеды и других участников «Мемфиса» становятся главными героями гипнотического черно-синего пространства.
Созданный в 1980-х годах коллектив «Мемфис» не нуждается в дополнительном представлении — влиятельное сообщество объединило авторов из разных стран и до сих пор оказывает большое влияние на эстетику современного дизайна. Дух группы продолжает жить благодаря команде бренда Memphis Milano, которая расширяет и трансформирует богатое наследие коллектива с помощью новых коллекций, а также выставочных и других проектов.
Memphis Again
Курировать новую экспозицию легендарных предметов «Мемфис» в музее Триеннале доверили Кристофу Радлу — именно он разрабатывал образ дизайн-группы в период ее существования. Будучи родом из Швейцарии, Радл переехал в Милан в конце 1970-х годов. Через несколько лет он начал тесно сотрудничать с Этторе Соттсассом, даже основав совместное коммуникационное агентство. В 1990-х он создал собственную студию, которая специализируется на графическом дизайне и арт-сопровождении.
![Знаковые работы дизайн-коллектива «Мемфис» в музее Триеннале](/upload/images/post/post_8000_p1.jpg)
Радл сформировал в небольшом пространстве галереи Curva миланского музея Триеннале атмосферу ночных клубов 1980-х годов и модных показов, разместив экспонаты на подиуме длиной почти 100 м. Необычную для выставок обстановку дополняет музыка диджея и продюсера Сета Трокслера, а также цитаты критиков, архитекторов и дизайнеров, которые проецируются на стены зала.
«Мемфис» так же важен для дизайна, как футуризм для истории искусства.
Проект объединил более 200 предметов мебели и других объектов, созданных участниками коллектива в период с 1981 по 1986 года. Здесь и знаменитый стеллаж Carlton Этторе Соттсасса, и многофункциональный деревянный робот Ginza по дизайну японца Масанори Умеды; футуристический стол Питера Шира и другие изделия — в том числе светильники, вазы, керамика и текстиль.
Как ни странно, выставка Memphis Again — это не стремление отдать дань уважения влиятельной группе и не попытка историзации. По словам организаторов, задача проекта состоит прежде всего в том, чтобы направить внимание зрителя на выразительные и культурные возможности дизайна, выходящие за рамки маркетинга.
«Мемфис» — это символ отказа от привычных черт дизайна и архитектуры. Предметы, разработанные участниками коллектива, решали проблемы производства и функциональности, при этом подчеркивая эмоциональную и психологическую стороны дисциплины. Дизайнеры создавали проекты вне рамок и ограничений, и это сработало.
![Знаковые работы дизайн-коллектива «Мемфис» в музее Триеннале](/upload/images/post/post_8000_p4.jpg)
Все экспонаты расположены в хронологическом порядке — предполагается, что зрители будут двигаться вдоль подиума, изучая историю коллектива и дополняя представления о нем с помощью цитат самих участников, а также именитых архитекторов и дизайнеров.
Выставка Memphis Again воспроизводит реальность дизайн-группы, какой она была тогда и какой остается сегодня: живой, красочной и веселой. Мы не случайно превратили пространство галереи в подиум с показа мод и создали атмосферу клубной сцены: точно так же, как и одежда, предметы мебели помогают нам устанавливать эмоциональную связь с разными объектами.
Важно, что все предметы на выставке хоть и были придуманы несколько десятилетий назад, но остаются частью настоящего. Они вызывают воспоминания, но при этом не являются переизданиями или репродукциями.
![Знаковые работы дизайн-коллектива «Мемфис» в музее Триеннале](/upload/images/post/post_8000_p5.jpg)
![Знаковые работы дизайн-коллектива «Мемфис» в музее Триеннале](/upload/images/post/post_8000_p6.jpg)
Кристоф Радл отказывается от скучного образа традиционных музейных экспозиций, призывая всех посетителей выставки поддаться клубной атмосфере восьмидесятых и снова восхититься яркими работами легендарной группы. «Мы больше не боимся того, что посылает нам прошлое, и того, что посылает нам более агрессивное будущее», — говорил Этторе Соттсасс. В ответ на эти слова организаторы выставки как бы замечают — избавление от условностей в дизайне и в жизни все еще актуально.
Выставка Memphis Again открыта в музее Триеннале до 12 июня.
Все фото: Delfino Sisto Legnani, Alessandro Saletta.