Свойства памяти: что смотреть на Лондонском фестивале архитектуры в этом году
Лондонский фестиваль архитектуры в этом году проходит уже в 10 раз, даты события – с 1 по 30 июня, основная тема «Память». Курирует фестиваль Тамзи Томсон, которая раньше представляла Королевский институт британских архитекторов (RIBA).
Основанное в 2004 году британским архитектором и журналистом Питером Мюрреем как Лондонская архитектурная биеннале, событие четыре года спустя было переименовано в Лондонский фестиваль архитектуры. С 2012 года он проходит ежегодно. В обширной программе мероприятия – порядка 450 выставок, лекций и встреч и дискуссий, в том числе с выдающимися архитекторами своего времени вроде Ричарда Роджерса и Кенго Кума. Их мнение, уверены организаторы, стратегически важно в вопросах формирования комфортной городской среды. Открытые воркшопы будут организованы по всему городу – это позволит взглянуть на проблему урбанистики под разными углами.
Архитектура оказывает огромное влияние на то, как формируются наши воспоминания – инстинктивно мы всегда привязываемся именно к местам и средам. Заполненная людьми площадь, кованый бордюр или дверной проем могут заставить нас вспомнить давно пережитый опыт, вернуть в прошлое. Память – неотъемлемая часть человеческого существования, и идея рассмотреть то, как она устроена, с точки зрения архитектуры – интересная находка, которая, возможно, поможет найти ответы на некоторые проблемы не столько прошлого, сколько настоящего. Одна из основных – текущий жилищный кризис в Лондоне.
Заброшенное строение в Сильвертауне
Архитекторы предлагают свои разработки в области реорганизации лондонского ландшафта. Так, бюро WilkinsonEyre подготовило проект, направленный напреобразование электростанции Баттерси — недействующей угольной электростанции на южном берегу Темзы в районе Баттерси на юге Лондона. Rogers Stirk Harbour + Partners выступят с проектом иллюминации реки в районе Найн Элмс, а Алисон Брукс представит выставку, где покажет модели жилых комплексов нового образца. Mae Architects поднимут вопрос актуальности и реорганизации жилых массивов Boundary и Golden Lanes Estates, а художник Марк Айткен представит ностальгическую серию фоторабот имения Крессингем-гарденс – в скором времени его могут снести.
Многие из этих проектов должны инициировать тесное сотрудничество архитекторов, художников, студентов и прочих представителей профессиональных сообществ, и фестиваль архитектуры в этом смысле выступает идеальной площадкой для здоровой дискуссии и обмена мнениями. Большинство воркшопов открыты для посетителей – они тоже могут принять участие в диалоге с людьми, которые, по сути, отвечают за облик города и степень комфорта городской среды.
Проект музея на территории Смитфилда, архитекторы Стэнтон Уильям и Асиф Хан
Посетить стоит, как минимум, «сердце» фестиваля – районы Роял-докс и Сильвертаун. Они сейчас находятся в процессе перепланировки: можно исследовать некоторые заброшенные местные здания, запечатлеть их в памяти, а потом, после реконструкции, сравнить с тем, во что они превратятся. Здесь же можно в последний раз взглянуть на знаменитое здание Millennium Mills – место съемки огромного количества кинокартин. Не менее интересен павильон практикующих архитекторов IF_DO на территории Далиджской картинной галереи на юге Лондона. Визуально невесомая конструкция выполнена из зеркала и стекла и отражает камень и кирпич на фасаде здания – метафорический способ архитекторов увидеть старое через призму нового. Павильон будет стоять до 8 октября включительно. И, конечно, стоит записаться на пешеходную экскурсию «в мир запахов», а именно – на старый рынок Смитфилд. Каждую неделю организаторы путешествия, Metropolitan Workshop, будут рассказывать своим гостям ностальгическую сказку о здании, которое уже стало легендой, а скоро превратится в музей (запись: Metropolitan Workshop, 14-16 Cowcross Street, EC1M 6DG).
Кроме того, в рамках фестиваля пройдет ArchFilmFest с множеством хороших ностальгических картин. Можно, например, исследовать исторические городские пейзажи Нью-Йорка через The Fountainhead (1949) и Париж – через Playtime (1967), а еще задуматься о том, как фильм создает фиктивную среду (Los Angeles plays itsel, 2003 год, или Synecdoche, New York, 2008) и задаться вопросом, где же находится граница между памятью и воображением.